Режиссер Павел Лунгин: «Хотелось что-то противопоставить военной пропаганде»

Режиссер Павел Лунгин: «Хотелось что-то противопоставить военной пропаганде»

Правообладатель иллюстрации
Vyacheslav Prokofyev/TASS

Новый фильм Павла Лунгина «Братство», рассказывающий о завершающем этапе войны в Афганистане, еще до выхода в прокат вызвал бурные споры и шквал критики со стороны ветеранов-афганцев. Накануне премьеры картины режиссер дал интервью Би-би-си.

В центре сюжета — история отхода 108-й мотострелковой дивизии через перевал Саланг, подконтрольный группировке моджахедов. Незадолго до начала операции в плен к исламистам попал советский пилот. Военным нужно было придумать, как освободить его и без потерь вывести войска.

Премьера картины изначально была запланирована на 9 мая, однако после предварительного показа в кинотеатре «Иллюзион» сенатор Игорь Морозов предложил перенести дату старта проката, так как, по его мнению, фильм Лунгина «недостоин такой великой даты», как День Победы.

  • Афганистан спустя 30 лет после вывода советских войск: что думают афганцы о жизни тогда и сейчас
  • Советский и британский солдаты о войне в Афганистане: «Это ужас. Но мы сами на него подписались»

Сенатора поддержали и ряд других парламентариев, а также ветеранская организация «Боевое братство», которая и вовсе призвала министерство культуры России лишить фильм прокатного удостоверения.

В итоге премьеру фильма было решено перенести с 9 мая на 10-е. Глава минкульта Владимир Мединский заявил, что никаких оснований для его запрета не существует.

Накануне премьеры «Братства» Павел Лунгин рассказал в интервью Би-би-си, почему он решился снять кино на столь болезненную тему, как он отреагировал на острую реакцию со стороны ветеранов и зачем нужно рассказывать современному зрителю о военных травмах прошлого.

Би-би-си: Как у вас появился замысел снять фильм об Афганистане? С чего все начиналось?

Павел Лунгин: Началось все с личного знакомства с Николаем Дмитриевичем Ковалевым — генералом армии, бывшим главой ФСБ и депутатом Госдумы. Он искал встречи со мной, потому что он мечтал сделать фильм об Афганистане, причем о конкретном периоде: об операции по выводу [советских] войск из Афганистана. Мне это тоже показалось интересным.

Его рассказы меня удивили тем, что он — на то время полковник внешней разведки, в чью задачу входили переговоры с моджахедами, — рассказывал о маленьком человеке на войне. Это были личные истории, истории людей, с которыми он работал. Мне понравился его взгляд: конкретные личные истории людей на войне. Поэтому в основном все сделано по его рассказам. Его сослуживцы тоже писали маленькие рассказики.

Это все более-менее подлинные факты, которые мы, конечно, немножко изменяли или переосмысляли. Но вот, например, история про прапорщика, который обещал продать [афганцам] огнемет, но не продал его, за что его похитили; переговоры с моджахедами и обеспечение выхода армии через знаменитый перевал Саланг, который контролировался полевыми командирами, — это все документальная история.

  • Вывод советских войск из Афганистана глазами журналиста Би-би-си

Так возник интерес к теме, так возник взгляд на эту тему. Николай Дмитриевич Ковалев уже тогда был болен. К сожалению, он умер, три недели назад [5 апреля 2019 года] мы похоронили его. Наверное, он уже тогда знал, что он болен, и мне кажется, что он вспоминал свою службу и тех людей, с которыми он начинал служить. В этом был для него какой-то дружеский акт по отношению к своим боевым товарищам.

Би-би-си: Были ли какие-то истории про Афганистан, которые вас поразили, шокировали, особенно остро задели?

П.Л.: Честно говоря, нет. Я думаю, что мы все знаем уже столько шокирующих историй… Мы живем в мире кошмарных историй. Мне, скорее, хотелось передать ощущение этой войны, хаоса, какой-то потерянности. Конечно, это антивоенный фильм. Это фильм, который не прославляет войну, но в то же время прославляет тех людей, которые были на этой войне.

Би-би-си: В своей речи после показа в минкульте вы говорили, что афганская война, как и чеченская — это нарыв. Нужно ли именно сейчас трогать, бередить этот нарыв?

П.Л.: Мне кажется, что вообще нужно обсуждать свою историю и каким-то образом разбирать все это. Каждая война — это травма, и я сторонник психоаналитического подхода, то есть травмы нужно проговаривать. Я также считаю, что надо проговаривать культ личности и историю лагерей. Я считаю, что это все недостаточно проговорено, и у людей часто нет моральной оценки того, что произошло.

Об этом, конечно, нужно говорить, потому что у нас была похожая ситуация в Сирии, у нас похожая ситуация может быть на Украине. Идет какая-то большая военная, милитаристская пропаганда, которой хотелось что-то противопоставить.

Пропустить Youtube пост , автор: В Рейтинге

Внимание: Контент других сайтов может содержать рекламу.

Конец Youtube сообщения , автор: В Рейтинге

В Афганистане есть деревня, построенная из советских снарядов. Как это возможно?

Отношение к этой картине разделило общество афганцев на два лагеря. Как вы знаете, много заслуженных ветеранов и героев СССР поддерживали этот фильм и говорили, что он правдивый и честный. Феномен резкого отношения к этому фильму говорил как раз о том, что надо вскрывать старые раны, потому что у людей не было однозначного отношения к афганской войне. Я думаю, было бы еще хуже, если бы я рассказывал, например, о чеченской войне, о которой тоже очень мало говорится.

В Америке была целая серия фильмов о войне во Вьетнаме, на которых воспитывался американский народ. Были как антивоенные фильмы, так и фильмы в поддержку войны, но по крайней мере, были разные точки зрения на происходящее. При этом никто не говорил Стэнли Кубрику и Оливеру Стоуну (режиссерам, снявшим знаменитые антивоенные фильмы про Вьетнам. — Прим. Би-би-си.), что они не патриоты, это немного наивный взгляд на вещи.

Источник: bbc.com

Похожие записи