Неандертальцы применяли огонь неожиданным образом, заявили палеонтологи

Считается, что неандертальцы были намного менее «технически подкованы», чем кроманьонцы, однако они умели обрабатывать орудия из камня и даже из дерева. Недавнее исследование, проведенное итальянскими археологами, показало, что для придания деревянным заготовкам нужной формы гоминиды использовали огонь.

Изучая неандертальскую стоянку эпохи среднего палеолита, возраст которой оценивается в 174-168 тысяч лет, исследователи обнаружили палки, предположительно предназначавшиеся для разрыхления почвы и охоты на мелких норных животных. Внимание учёных привлёк тот факт, что некоторые из этих приспособлений были слегка обожжены, причём всё говорило в пользу того, что сделано это было намеренно.

Орудия, обнаруженные специалистами, были изготовлены из самшита — самого твёрдого дерева, которое было в распоряжении неандертальцев — и обладали не заострённым концом, как копья, а закруглённым и обугленным. К выводу, что это могут быть так называемые «палки-копалки», учёные пришли после того, как сравнили древние приспособления с теми, что используют на сегодняшний день представители некоторых африканских племён. При этом хадза и бушмены обжигают палки, чтобы у тех был не заострённый наконечник. Учёные предположили, что в далёком прошлом прошлом таким же образом поступали и неандертальцы. Также специалисты экспериментально подтвердили, что обожжённые ветки легче освобождать от коры и сучков.

Исследование специалистов было представлено на страницах журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

В прошлом году специалисты, представляющие Кембридж, Университет Бордо и Украинскую академии наук, обнаружили в Крыму украшение неандертальцев из кости ворона. На кость были нанесены засечки, причем, по мнению учёных, сделано это было в декоративных целях. По мнению исследователей, подобная находка говорит о том, что неандертальцам было не чуждо чувство прекрасного.

Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» — подпишитесь на наш Telegram.