Удар по «Иркуту» отдалил Токио от Курил

Удар по «Иркуту» отдалил Токио от Курил

Американские санкции давно уже стали частью экономической реальности России, тем не менее, запрет на поставку продукции компаний Hexcel (США) и Teijin (Япония) нанес тяжелейший удар по авиационным амбициям Москвы. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) в этой связи заявила, что приняла меры по преодолению зависимости от уникального импорта. Более того, работы по замещению ведутся уже несколько лет силами Росатома, ВИАМ (Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов) и несколькими частными фирмами.

Параллельно напрашивается вопрос: а где Роснано, которое хвалилось своими углеродным волокнами? Если зайти на сайт этой компании, то, оказывается, с 2009 года в рамках портфельного стартапа «Препрег-СКМ» ведутся работы по созданию «нанонаполненных и наномодифицированных препрегов на основе углеродных волокон», которые будут применяться для создания «корпусов летательных аппаратов».

И почему глава России Путин не вызвал на «ковер» Чубайса с вопросом: «Почему нет материалов для МС-21?». Неужели поднять пенсионный возраст целому народу нашему президенту проще и легче, чем прижать к стеночке «самого эффективного менеджера России»?

Читайте также

У стен Кремля бушуют военно-африканские страсти
Сразу две страны «черного» континента, опасаясь США, нетерпеливо ждут у себя российские базы

Да, есть сигналы, что технологические компетенции российских компаний и впрямь позволят справиться с возникшими трудностями, правда, для этого потребуется время, возможно, очень длительное. Но если Россия в короткий срок сможет воссоздать аналоги выпускаемых Hexcel связующего клея Solvay CYCOM 7720 и эпоксидной смолы PRISM EP2400, которые (если верить Джеффу Слоуну, главному редактору авторитетного специализированного издания в области композитов CompositesWorl) используются компанией АО «Аэрокомпозит» для изготовления крыла МС-21, то с армирующими волокнами UD IMS65 компании Teijin (со столетней инженерной школой — авт.) всё сложнее.

Даже американцы заказывают армирующие волокна для своей аэрокосмической промышленности у японцев, которые контролируют половину мирового рынка арамидов — высокопрочных химических волокон. С трудом верится, что Россия сможет в короткие сроки создать на своей территории аналог производства Teijin. Это плохая для российского самолетостроения новость.

В этой связи обращают на себя внимание два обстоятельства, вроде бы, не связанные с санкциями, но подтверждающие очевидную болезненность удара по МС-21. Сначала стало известно о запрете поставок композита, а затем МИД РФ решительно опроверг возможность передачи островов Хабомаи и Шикотан на предлагаемых Токио условиях.

Вряд ли политическое руководство Японии не понимало, введя санкции против «Аэрокомпозита», что вступило на стороне США в экономическую войну против России. Логично, что Кремль отреагировал моментально: «спорные территории», которые, казалось бы, начали дрейф в сторону Токио, изменили направление движения. У Москвы появились железобетонные аргументы твердо отказать Токио в этом вопросе. Пожалуй, это первая хорошая новость в данной истории. Заигрывание с самураями в попытке получить новые западные технологии однозначно провалилось. Видимо, американцы так напугали японцев, что те запросто сдают свои национальные интересы в угоду заокеанской корпорации Boeing.

В то же время Джефф Слоун, еще год назад дал высокую оценку нашим специалистам. По его словам, мировая аэрокомпозитная промышленность на примере разработки МС-21 получает представление о том, как неавтоклавные технологии могут быть применены к основным авиационным конструкциям. Де-факто, речь идет о разработках, которые могут иметь глобальный эффект. Как говорится: одна голова хорошо, а три — русская, американская и японская — просто замечательно.

Это не является громкой фигурой речи: мир и в самом деле мог вступить в эру доступных высокопрочных композитов. Неавтоклавные технологии позволяют не только выпускать дешевые и экономичные самолеты, но массово производить легкие и прочные автомобили, катера и так далее. Теперь, судя по всему, на этом плодотворном сотрудничестве между российскими, американскими и японскими специалистами поставлен жирный крест.

ОАК, начиная в 2009 году программу «Иркут-21», решила не опираться на традиционную технологию «препрег/ автоклав», и приступила к разработке неавтоклавного способа производства гигантской детали, каким является крыло самолета. Как пишет Джефф Слоун, специалисты «Аэрокомпозита» обратились за помощью и консультациями не только к американской компании Solvay Composite Materials (которая подбирала материалы для крыла), но и Diamond Aircraft (Австрия), Torres de Elorz (Испания), Stevik (Франция). Но основную работу сделали российские инженеры, которые столкнулись с множеством тяжелейших проблем. Но на удивление западного научного сообщества наши специалисты смогли их преодолеть, хотя и с помощью американских и японских материалов.

Другими словами, в России созданы новые технологии, тогда как аэрокомпозиты для Boeing 787, Airbus A350 XWB и предстоящего Boeing 777X (предполагаемый год выпуска 2020 — авт.) оснащены основными деталями, изготовленными с использованием препрегов (композитных полуфабрикатов) из углеродного волокна в массивных автоклавах. Отметим, что хотя речь идет об устаревшем и достаточно трудоемком производственном процессе, американцы не спешат отказываться от наработанного десятилетиями опыта, обогащенного «горами» исследовательского материала. В итоге они изготавливают большие композитные изделия, включая крылья, со стремящимися к нулю пустотами.

Но это вчерашний день. Уже сегодня большие временные затраты, характерные для технологии «препрег/ автоклав» сдерживают темпы выпуска новых самолетов Boeing. Другое дело — быстрая автоматизированная вакуумная инфузия, которая хоть и не нова для изготовления композитов, но почти не используется в коммерческих аэроструктурах. Пожалуй, только компания Bombardier производит крылья для самолетов Bombardier CSeries методом впрыскивания смолы на сухие углеродные армирующие волокна. Впрочем, и здесь частично используется автоклав.

Читайте также

Россия отправит иностранные «Боинги» в смертельное пике
В каких случаях ВКС разрешат сбивать захваченные террористами пассажирские лайнеры

А вот в России освоили полностью неавтоклавные технологии, что делает самолет МС-21 поистине уникальным в индустрии аэрокомпозитов. Правда, из-за санкций Вашингтона воспользоваться в коммерческих целях этим достижением ОАК придется не скоро.

Но что удивительно: американцы нанесли мощнейший и коварный удар по «Иркуту» только после того, как управляющий директор «ОДК-Пермские моторы» Сергей Попов сообщил, что корпорация «Иркут» должна получит две основные двигательные установки ПД-14, а также еще одну резервную. Более того, они должны быть установлены на МС-21 до конца второго квартала 2019 года, после чего начнется тестирование перспективного отечественного самолета уже с российскими двигателями.

Значит, к этой информации за океаном отнеслись предельно серьезно. Судя по всему, в Вашингтоне хорошо осведомлены (возможно, и по каналам промышленного шпионажа), что «Иркут» выходит на предпроизводственную стадию. Во всяком случае, должны быть очень веские аргументы, что поставить под сомнение плодотворное научно-техническое сотрудничество между «Аэрокомпозитом» и Solvay Composite Materials, от которого в большем выигрыше были американцы, наблюдающие за успехами русской программы неавтоклавных технологий. Причем, из первого ряда.

Таким образом, можно вздохнуть с облегчением: двигатель ПД-14 состоялся, хотя и не исключены его доработки. Это, без всякого сомнения, есть вторая хорошая новость. В конце концов, МС-21 может взлететь и с алюминиевым крылом (как вариант «Б», если импортозамещение материалов застопорится). Но ясно и другое: реализация программы «Иркут» с композитным крылом, безусловно, сдвинута вправо, причем на очень длительный срок.

Импортозамещение: Французы вставляют палки в шасси «Суперджету»

Источник: svpressa.ru

Похожие записи