Смерть Пригожина — это удар по России
ЧВК «Вагнер» вряд ли сохранится в нынешнем виде
Вечером 23 августа в Тверской области разбился бизнес-джет Embraer Legacy Евгения Пригожина. Как сообщила Росавиация, среди пассажиров числился и сам основатель ЧВК «Вагнер», а все пассажиры бизнес-джета погибли. Как считает военный эксперт Юрий Котенок, этот инцидент стал тяжелым ударом по России, и страна обязана пережить его с минимальными потерями.
Вечером 23 августа самолет, на борту которого был основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин, потерпел крушение в Тверской области. О том, что бизнесмен значился среди пассажиров, заявила Росавиация. Чуть позже о гибели Пригожина официально заявил целый ряд телеграм-каналов и государственных СМИ. Помимо основателя «Вагнера», в самолете погибли Дмитрий «Вагнер» Уткин и еще пятеро его приближенных, а также три члена экипажа – два пилота и бортпроводница.
Вскоре в соцсетях было опубликовано видео падения Embraer Legacy 600 с Пригожиным и его спутниками, и эта трагедия мгновенно стала новостью №1 в России. «По факту авиапроисшествия в Тверской области ГСУ Следственного комитета РФ возбудило уголовное дело по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»», — заявили в Следкоме. Ведомство также сообщило об отправке на место инцидента следственной группы, о назначении экспертиз и проведении следственных действий для установления причин авиакатастрофы.
Серьезные российские эксперты пока воздерживаются от выводов, предлагая зафиксировать сам факт трагедии и дождаться хотя бы первых результатов расследования. Те же, кто сам считает себя экспертами, наоборот, генерируют самые разнообразные и дикие версии случившегося. Особенно стараются релоканты-«лидеры мнений», осевшие в Грузии и Прибалтике. Они выдвигают самые невероятные гипотезы гибели Пригожина, как правило, абсолютно ничем не подтвержденные.
На данный момент версия о технической неисправности самолета с руководством «вагнеровцев» на борту выглядит крайне сомнительной — ранее лайнер проходил техпрофилактику при малейшей неисправности. Следком РФ также не дает оснований для таких выводов, хотя эксперты работают всего несколько часов. Версия о проблемах с пилотированием самолета выглядит еще более сомнительной. ЧВК «Вагнер» была весьма богатой компанией, позволявшей себе лучших пилотов.
Версия о диверсии, совершенной украинскими спецслужбами, также выглядит не более обоснованной, чем другие версии. Примерно таким же объемом доказательств обладают и версии о «мести Лукашенко» или «мести поляков». В целом, понятно, что людей, так или иначе заинтересованных в смерти руководства «Вагнера», было немало, и большая их часть находится вне России.
Как сообщил нашему изданию военный эксперт и политолог Юрий Котенок, гибель руководства «Вагнера» стала ударом и по внешней политике РФ.
«Лично для меня это — шокирующая новость и очень тяжелый удар, потому что в первую очередь это удар по России. Что бы там ни говорили и как бы ни оценивали события 24 июня с «маршем справедливости», нужно объективно признать — Евгению Пригожину удалось создать уникально эффективную военную структуру, лучше которой на украинском ТВД не действовал никто. Следовательно, потеря Пригожина и самого «Вагнера» Дмитрия Уткина — это тяжелейшие удары по России, как прямые, так и косвенные. Именно благодаря этим людям в последние годы резко возросло влияние нашей страны в Африке, где ЧВК «Вагнер» заслуженно завоевала огромную популярность. По сути, руками этих людей Россия помогала африканцам отстаивать свою свободу и независимость на континенте, который веками был колонизирован Западом».
Смерть руководства «Вагнера» — это удар по политике России, именно поэтому эту трагедию очень сложно комментировать отстраненно, говорит эксперт.
«Сейчас Следственный комитет и Росавиация начали тщательное расследование инцидента. Комментаторы и эксперты выдвигают разные версии случившегося, но я лично не хотел бы ни в кого кидаться обвинениями, — сообщил Котенок. — Сейчас нам всем нужно сосредоточиться на другом. Понятно, что сейчас украинский контрнаступ захлебнулся, несмотря на мелкие подвижки ВСУ на Запорожском направлении. Большие проблемы возникли и у коллективного Запада, который всеми силами и ресурсами вооружает украинских нацистов. И вот в этот момент России наносят такой сильный психологический удар, как катастрофа самолета с руководством «Вагнера»».
По его мнению, российская власть и общество сейчас должны еще больше сосредоточить свои усилия, чтобы лозунг «Все для фронта, все для победы!» был реализован на практике, а не остался пустой декларацией.
«Это будет самым достойным и качественным ответом нашего общества на трагедию в небе над Тверской областью. И мы все должны принести искренние соболезнования близким всех людей, кто в ней погиб, — отметил Котенок. — В последнее время наша страна испытала немало тяжелых ударов, в том числе по своей государственности. Ударов по тем силам и фигурам, которые на практике претворяли в жизнь ее политику. Не случайно после известия о гибели главы ЧВК «Вагнер» и его помощников в украинских пабликах поднялся такой радостный вой. Смерть руководства ЧВК — однозначно в интересах наших врагов, сейчас они радостно потирают руки».
Наша задача — впредь предоставлять противнику как можно меньше подобных поводов, отметил военный аналитик.
«Думаю, что в своем нынешнем виде ЧВК «Вагнер» как структура не сохранится, так как погибшие руководители играли слишком большие роли в ее организации. Не исключаю, что самые боеспособные подразделения ЧВК трансформируются в ряд самостоятельных структур, связанных с Минобороны РФ и другими силовыми ведомствами. В составе «Вагнера» есть целый ряд командиров с бесценным боевым опытом, Героев России. Но сейчас нет смысла всерьез обсуждать сценарии будущего для ЧВК «Вагнер». Здесь есть несколько вариантов развития событий, и каждый из них имеет право на жизнь. В любом случае, в России должна быть сохранена структура, состоящая из ответственных, волевых командиров и солдат, которые научились профессионально воевать. Эти люди должны быть сохранены, оценены по достоинству и безусловно востребованы государством в условиях продолжающейся СВО на Украине», — заключил Юрий Котенок.