Родину Шойгу привяжут к России железной дорогой, а Эрдогану — шиш

Родину Шойгу привяжут к России железной дорогой, а Эрдогану — шиш

Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Минтрансу и Минфину проработать условия и сроки строительства железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино. Ветка длиной в 400 километров свяжет Республику Тува с Красноярским краем и, вероятно, способствует более тесной интеграции этого некогда независимого тюркского региона в Россию.

О необходимости такой интеграции можно судить по тому факту, что на Туву — одну из десяти «автономных тюркских республик» России зарится пантюркист Реджеп Тайип Эрдоган. Наряду с Татарстаном, Башкирией, Чувашией, Якутией, Алтаем, Кабардино-Балкарией, Дагестаном, Хакасией и Карачаево-Черкесией разжигает в Туве заклятый «союзник» Москвы тюркский национализм.

Но если богатые регионы-доноры вроде Татарстана или Башкирии сманить из России трудно, то Туву — одну из самых бедных республик, можно попробовать. Вице-премьер Татьяна Голикова однажды говорила о 41,5% тувинцев с доходом ниже прожиточного минимума, упоминая при этом беспрецедентную детскую бедность (детей в республике — больше трети от общего населения).

Читайте также

С-500 в битве за Донбасс: Испепелить штатовские «Молнии», готовые атаковать Россию!
Пентагон признаёт: у Москвы есть козырь, способный девальвировать самую затратную программу Пентагона в истории

Население Тувы может страдать и от невнимания центра. В Туве вообще нет железной дороги. Проект обсуждался с 2002 года, в 2011-м строительство было начато (Владимир Путин, который был тогда премьер-министром, лично забил первый «костыль»), построили 1 километр путей около Кызыла, после чего проект заморозили из-за экономического кризиса. Обойдетесь, мол.

Сейчас проработка возобновления строительства проходит совместно с инвестором в тувинское Элегестское месторождение угля Русланом Байсаровым. Это, видимо, должно поддержать регион экономически. В 2022 году Путин согласовал гарантии на вывоз из Тувы на экспорт 0,4 млн тонн угля в год. А уголь сейчас в цене. Но везти его до ближайшей ж/д станции приходится самосвалами.

Запасы Элегестского угольного месторождения оцениваются в 776 млн тонн коксующегося угля (он дороже энергетического). Объем грузоперевозок по новой ветке составит 15 млн тонн в год. Благодаря дороге в регионе может появиться до 10 тысяч новых рабочих мест. Строительство самой железнодорожной ветки в 2017 году оценивалось примерно в 126,6 млрд рублей.

Не исключено, что новую ветку в перспективе продлят до Монголии, с которой граничит Тува. Там есть железная дорога, которая ведет в Китай. Таким образом, может получиться сквозной железнодорожный коридор из Красноярского края через Туву в Монголию и Китай. По нему в Поднебесную можно будет возить уголь не только из Тувы, но и, например, из Кузбасса.

Фактически Москва (назло Эрдогану?) запускает в Туве программу «угольные доходы в обмен на лояльность». Вполне разумный шаг федерального центра. Вот только получится ли?

Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев оценивает перспективы проекта скептически.

— Вся эта история началась еще в 1943 году, когда показалось, что в Туве есть залежи урана. Именно тогда Тува из самостоятельного государства превратилась в автономную республику в составе РСФСР. А потом оказалось, что урана нужного качества или в нужном количестве там нет.

После того как урановая программа повисла в воздухе стали думать, что с этой территорией теперь делать. Потому что тувинцам всё это не сильно нужно. Они живут традиционным образом жизни и их это вполне устраивает. Понятно, что богатая Тува лучше, чем бедная. Вопрос, как этого достичь.

Читайте также

«Уезжайте немедленно!»: В Луганске звучат сирены
А в Киеве жаждут войны, чтобы подороже продать чужие жизни

«СП»: — Федеральный центр решил сделать это через развитие инфраструктуры…

— Сама дорога, как инфраструктура очень важна. Тува — это горная котловина. Автомобильная дорога там есть. Но чтобы построить там ещё и железную дорогу предстоит затратить много усилий. Это обойдётся очень недёшево и потребует много времени. И по этой дороге надо что-то возить.

«СП»: — Судя по всему, реанимация проекта объясняется возросшим интересом к тувинским месторождениям угля…

— Такой интерес не очень понятен, потому что в России 50 процентов мировых запасов угля. Главная наша проблема — вывоз этого угля. Мощности Транссиба не хватает вывозить то, что уже добывается в других регионах. После строительства ветки в Туву потребуется ещё и модернизация Транссиба.

«СП»: — Видимо, всем этим придётся заниматься. Иначе пантюркистские планы Анкары могут показаться тувинцам более привлекательными, чем равнодушие Москвы…

— В турецком списке наших территорий не только Тува, но и, например, Якутия. ТЮРКСОЙ — совет министров культуры тюркоязычных государств в Якутии присутствует официально («СП» писала о том, что вслед за интересом Анкары к Якутии наступит черед родины Шойгу — авт.). Проблемы есть везде. Но для Турции притянуть Туву — очень тяжёлая задача. Там тяжёлый климат. Дороги свободны всего несколько месяцев в году. Остальное время холодно, перевалы засыпает снегом. В отличие от Горного Алтая, где есть дороги в разные стороны, в Туве дорога всего одна.

Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, этносоциолог Зоя Анайбан предполагает, что тувинцы не очень-то захотят превращения своей республики в промышленный регион.

— На мой взгляд, исходя из социально-экономической и промышленной ситуации в Туве строительство железной дороги нецелесообразно. Оно не оправдает надежд. Для такой дороги нужен регулярный грузопоток. Мне кажется, с этим будут проблемы. Рассчитывать на большой поток пассажиров тоже не приходится. Республика небольшая (население Тувы 322 тысячи человек — авт.) Тувинцы отличаются компактностью расселения и постоянного миграционного движения не будет.

«СП»: — А как вам идея возить уголь в Китай? Это, наверное, даст тувинцам дополнительные рабочие места…

— В этом есть некоторая целесообразность. Но могут быть и проблемы. Очень важно учитывать национальный характер. Тувинцы чуть ли не генетически предрасположены не к работе в промышленности, а к традиционным занятиям. Например, к скотоводству.

Характерный пример: в начале 1990-х, когда в республике была сильная межнациональная напряжённость, произошёл очень большой отток русского населения. Однако, на освободившиеся рабочие места на крупнейших местных комбинатах «Тувакобальте» и «Туваасбесте» тувинцы работать не захотели. Это не от лени, а именно от тяготения к определенному образу жизни и труда.

Читайте также

Русский дрон-камикадзе задал жару боевикам в Сирии
Чем российские беспилотники круче хвалёных «Байрактаров»

«СП»: — Самый, пожалуй, известный в России тувинец — Сергей Шойгу — вкалывает на страну будь здоров…

— У него отец тувинец, а мама русская. Кстати, сейчас межнациональная напряженность в Туве сошла на нет. Отношения стали ровные, толерантные.

По мнению генерального директора Института конъюнктуры рынка угля Александра Ковальчука, дорогостоящие вложения в Туве в расчёте на высокие цены на уголь могут не окупиться.

— Прежде чем вывозить уголь с тувинских месторождений нужно построить там соответствующее предприятие — его пока нет. Кроме того, география Тувы сложная, горная, просто так дорогу там не построишь. Поэтому нужны очень выверенные расчёты экономики такого проекта.

«СП»: — А как вам идея напрямую вывозить уголь в Китай через Монголию?

— У Монголии свои проблемы с поставками угля в Китай. У них железная дорога одна и не справляется — автомобильным транспортом возят. Пока построят ветку из Тувы, потребности Китая в угле могут уменьшиться. Как и всей Юго-Восточной Азии. Там, как и везде в мире, есть тенденция к переходу на безуглеродную энергетику. Ориентироваться на долгий ценовой бум на уголь опасно.

Регионы

В Саратовской области ввели режим ЧС из-за беженцев из Донбасса

Санкт-Петербург оказался в аутсайдерах по уборке снега

Правительство выделило деньги на реконструкцию аэропортов

В Татарстане мать и трое детей отравились угарным газом в квартире

Все материалы по теме (7647)

Источник: svpressa.ru

Похожие записи