Петр Первый за такие парады генералов бил палкой

Петр Первый за такие парады генералов бил палкой

Что за традицию возрождают в Петербурге уже второй год подряд, проводя в День ВМФ РФ Главный военно-морской парад, не знает никто. Представители городской администрации вспоминают Петра Великого. Мол, это он придумал проводить масштабные смотры боевых кораблей. Действительно, император провел один такой в Кронштадте после победы над шведами у мыса Гангут. Так ведь та победа была историческая!

После этого ещё только раз вышел царь Петр на подобный парад кораблей. Но уже не в Финский залив, а на Неву — полюбоваться ботами и свой показать.

Нынешние военные моряки, на чьи умы и плечи легла организация предстоящего в праздничное воскресенье в Питере грандиозного по задумке Главного военно-морского парада России, услышав вопрос про его традиции, застывают в ступоре. «Ну, как же — праздник…», — отвечают заучено.

День ВМФ в последнее воскресенье июля максимально торжественно отмечается в нашей стране не один десяток лет. Он очень красив, популярен, любим в народе. Прежде всего — в главных базах всех четырех флотов России. Но до 2017 года неизменно проходил хотя и очень впечатляюще, однако без излишней напыщенности.

Но вот второй год подряд из профессионального праздника военных моряков делают дорогостоящее шоу. Сгоняя на Балтику корабли почти со всех российских флотов. И ведь никакой «круглой даты» или значимого события для ВМФ ни прошлом, ни в нынешнем году не случилось. Не считать же подобным событием сдачу госкомиссии в минувший четверг многострадального фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков», который строили и испытывали невиданными миром черепашьими темпами — аж с 2006 года?

И не факт, что «Адмирал Горшков» принят в боевой состав в окончательно завершенном виде. По некоторым данным, этот фрегат предстоит ещё долго «доводить до ума». Но нужен был хоть какой-нибудь шаг вперед к празднику? Вот его формально и сделали.

Несмотря на все эти «негоразды», в воскресенье «Адмирал Горшков» займет почетное место среди участников нынешнего парада. Помимо него задействовано будет ещё 40 боевых кораблей, катеров и судов. В том числе, по словам министра обороны РФ Сергея Шойгу, — 18 новейших. Хотя что Шойгу при этом имел ввиду — совершенно неясно.

«Ураган», головной малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»? Так он еще в составе ВМФ РФ даже не числится. Ленинградским судостроительным заводом «Пелла» спущен на воду лишь 29 июля 2017 года и продолжает серию испытаний на Ладожском озере. В Санкт-Петербург пришел только для участия в параде. Потом — обратно на Ладогу. Ввод в боевой состав, если испытания пройдут штатно, намечен на конец 2018-го.

Большой десантный корабль «Иван Грен» (Северный флот), головной в серии проекта 11711, разработанный Невским проектно-конструкторском бюро? Его новизна тоже весьма относительна. Да, акт о приемке госкомиссией «Ивана Грена» подписан месяц назад. Но строили-то его еще дольше, чем «Адмирала Горшкова» — с 2004 года. И, как можно понять из последующих событий, руководство флота не слишком довольно тем, что в итоге получило. По крайней мере, именно оно приняло решение построить в Калининграде только еще один такой БДК и на этом незадавшуюся серию прекратить.

К действительно новым безо всяких оговорок можно отнести пришедшие на Главный военно-морской парад морской тральщик «Александр Обухов» (передан Балтийскому флоту 9 декабря 2016 года), многоцелевой фрегат «Адмирал Макаров» (ЧФ, 27 декабря 2017 года), многоцелевые корветы ближней морской зоны «Бойкий» (БФ, 16 мая 2013 года) и «Сообразительный» (БФ, 14 октября 2011 года), малый ракетный корабль «Серпухов» (БФ, 12 декабря 2012 года) и разведывательный корабль «Иван Хурс» (ЧФ, 25 июня 2018 года). Все. Откуда восемнадцать новинок-то?

Видимо, для красочности праздничной картины в зачет министр обороны включил в число недавнего пополнения ВМФ РФ и быстроходные патрульные катера прибрежной зоны типа «Раптор», на одном из которых, специально выкрашенном в ослепительно белый цвет, как планируется, Главный военно-морской парад будет принимать президент Владимир Путин. Хотя, конечно, для российского флота с океанскими амбициями даже и с иголочки «Рапторы» — не бог весть какое усиление.

«Также будет привлечено 25 воздушных судов и более четырех тысяч военнослужащих», — дополнил этот список министр обороны. По его словам, все это призвано «подтвердить статус России как мощной морской державы». Как будто кто-то в этом статусе в Европе (да и только ли в Европе?) ещё сомневается! Кроме англичан, конечно. У тех свои больные амбиции.

Но вот еще проблема: в то самое время, пока ровняет ряды наш парадный строй на Неве и возле Кронштадта, возле берегов пылающей Сирии не осталось ни одного российского ударного корабля! Американцы, французы и прочие — в наличии. А наших — ни одного!

Последний такой под Андреевским флагом — фрегат «Адмирал Эссен» — вернулся из Средиземного моря в Севастополь 30 июня нынешнего года. На смену ему отправить оказалось некого. Ждали, что к Сирии уйдет только что завершивший в Севердвинске многолетнюю модернизацию ракетный крейсер Северного флота «Маршал Устинов». Но он получил приказ из Заполярья отправляться как раз торжества на Балтике, а вовсе не к Сирии. И это обстоятельство тоже добавляет Главному военно-морскому параду вовсе не праздничных красок.

— Обычное дело у нас — пускать пыль в глаза, — считает Владимир М., капитан 2-го ранга в отставке из общественной организации ветеранов-подводников. — Подобное случалось и во времена СССР, правда, не часто. В авральном порядке подготовят, бывало, корабль к какому-нибудь «показательному выходу». А потом снова в док — достраивать.

Я служил на дизельной подводной лодке, проходил все это не раз. От такого рода авралов всегда не только жутко устаешь, но и начинаешь в какой-то момент разочаровываться во флотской службе.

«СП»: — А кто-то считает, что подобная «гонка» — наоборот, помогает разглядеть слабые места корабля и вовремя устранить их.

— Это так. И все-таки — не дело оправлять в плавание субмарину или даже небольшой сторожевик в состоянии неполной боевой готовности. С морем шутить опасно. Оно не прощает даже мелочей. Примеров тому, к сожалению, немало в современной отечественной истории военного флота.

Вернемся к грядущему в последнее воскресенье июля Главному военно-морскому параду. О нем многие петербуржцы говорят с нескрываемым сарказмом: «И зачем нам такое счастье?».

В самом деле — вторую неделю в городе из-за многочасовых репетиций нескончаемые закрытия центральных (читай — самих загруженных!) автотрасс, городских кварталов, мостов. Ни проехать, ни даже пройти близ набережных!

Мосты разводят, причем — даже в светлое время суток. И не по одному и поочередно, а сразу несколько — те, что связывают центр города с Васильевским островом, Петроградской и Выборгской сторонами.

А на одной из набережных — Адмиралтейской, близ Сената, возводят временные трибуны для почетных гостей. Эти громоздкие сооружения мало того, что не добавляют красоты окружающей их исторической местности, но ещё и «влетают в копеечку» местному бюджету.

В прошлом году, например, обошлись, включая разборку, в 6,4 млн. рублей. В эту сумму вошел и монтаж небольшого, на тысячу мест, трибунного комплекса на южной стенке Кронштадтского порта. Приглашений на него, к слову, было выдано раза в два больше. Как водится: кто не успел — тот опоздал. Опоздали, в основном, ветераны флота. Мудрено было старикам поспеть за разного рода «ответственными людьми» из числа чиновников и их родственников!..

Узнать бюджет нынешнего Главного военно-морского парада страны — проблема. Тайна сия великая есть! И в городской администрации, на которую ложится часть финансовой нагрузки, в Главном штабе флота ограничиваются ссылкой на прошлогодний президентский Указ. В нем, говорят, четко сказано: «Финансирование парада осуществляется за счет и в пределах бюджетных средств». Да уж — конкретней некуда!

Из неофициальных источников удалось выяснить примерные расходы на установку рейдового оборудования на Неве. Это порядка 5−7 млн. рублей. На оформление города ушло еще более 10 млн. На прямые телетрансляции и радиотрансляции, а также на праздничный фейерверк — от 600 тысяч рублей. Организация праздника в Кронштадте — ещё 4−5 млн. рублей.

Цифры, повторю, не официальные. Вполне возможно, они чуть ниже. Но, скорее всего, гораздо выше приведенных здесь. Для сравнения, общий бюджет Дня ВМФ в Петербурге в 2017 году «съел» 80 млн. рублей. Учитывая годичную инфляцию, нетрудно подсчитать примерную стоимость нынешнего праздника.

— Не в деньгах дело, флот сам по себе дорогое удовольствие, — считает Александр Покровский, известный писатель-маринист, подводник, капитан 2-го ранга в отставке. — Чтобы содержать его, нужны большие вложения. Но флот стоит того. Особенно учитывая современную геополитическую обстановку.

«СП»: — Тем не менее, стоило ли гнать корабли в Питер со всех морей (за исключение Тихого океана), чтобы только денек покрасоваться, Александр Михайлович?

— Морской парад — важная составляющая часть для людей нашей профессии! А я хоть и давно в отставке, но остаюсь моряком. Да, хлопот с этим праздником, много, они утомляют. Однако все это окупается с лихвой, когда мы видим, как наш потенциальный противник, что называется, «начинает вздрагивать», видя «мускулы» современных российских кораблей. Для периода «холодной войны», который переживает сейчас мир, характерна демонстрация силы. И чем она больше, тем гражданское население спит спокойнее. Одна из главных задача флотских парадов как раз в этом.

«СП»: — На ваш взгляд, в каком состоянии отечественный флот встречает свой праздник?

— ВМФ в фазе выздоровления. Нельзя сказать, что «температура больного» уже 36,6, но кризис точно миновал.

Обсудить с «СП» тему согласился и бывший первый заместитель главнокомандующего ВМФ РФ адмирал флота Игорь Касатонов.

«СП»: — Игорь Владимирович, вы служите ВМФ РФ уже более 60 лет. Случались ли на вашем веку морские парады такого масштаба, какой был в Петербурге в прошлом году?

— Такого масштаба, пожалуй, нет. Рад, что у нашего военного флота он теперь есть. Любой парад, тем более — такой, как прошел год назад, как будет и нынче в российской Морской столице, это — без преувеличения — знамя нации.

«СП»: — Любое действо подобного рода, согласитесь, не только демонстрация новинок, силы, мастерства, но помогает также о чем-то задуматься, выявить те или иные проблемы, наметить пути их решения

— Соглашусь. Из того, что нужно обязательно добиться, — строить больше крупных современных боевых кораблей и судов. Лучше должна «работать» система морского воспитания. Мы же морская нация!

«СП»: — Что мешает наладить корабельное строительство — качественное и без бесконечных переносов сроков сдачи заказов Минобороны?

— Издержки отечественной промышленности. Плюс до сих пор до конца не разрешены производственные проблемы, порожденные глубоким экономическим кризисом 1990-х годов. Правительство о них знает, пытается устранить. Будем надеяться — в ближайшие годы добьется решения этой задачи.

«СП»: — Не раз приходилось слышать от ваших младших — по возрасту и званию — коллег о том, что в Мировом океане мы сильно отстаем от США.

— От американцев — да, отстаем. Они сейчас по морским военным делам на самом деле «впереди планеты всей». Все разработки ведутся у них на серьезной научной основе, корабли строятся на глубокой воде. Своевременно учитываются достижения потенциальных противников. Таких, к примеру, как Китай и Россия. Но по отдельным вопросам мы уже наверстываем. А где-то и впереди США. Имею в виду, в частности, новейший комплекс «Посейдон».

«СП»: — США лидирует по числу авианосцев. У нас же только один «Адмирал Кузнецов», определенные системы которого сильно устарели.

— Догоним! Очень хорошо идем сейчас. Главное — не сбавлять темп.

Новости ВПК: Госдеп посчитал российские ракеты и предложил продолжить разоружение

ВПК России: Стратегия судостроения до 2035 года ставит крест на океанских амбициях Москвы

Источник: svpressa.ru

Похожие записи