«Невинные» солдаты вермахта: в России обсуждают речь школьника в бундестаге

«Невинные» солдаты вермахта: в России обсуждают речь школьника в бундестаге

Резонансное выступление в Бундестаге российского школьника из ЯНАО, посвященное немецким солдатам, стало предметом бурных споров в российском обществе, не утихающих второй день. Политики и чиновники размышляют о том, что стало причиной высказывания школьника о «невинно погибших» солдатах вермахта, говорят о возможной вине педагогов, а также общих недостатках системы образования. Речь станет поводом для различных проверок: будут проверять педагогов гимназии, где учится мальчик, образовательные программы преподавания обществознания и истории, а, возможно, и влияние иностранных НКО на российские школы. Есть и те, кто не склонен драматизировать ситуацию, полагая, что школьник просто неверно сформулировал свои мысли.

За подростка вступился пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, выступивший против «экзальтированной травли» и считающий, что волновавшийся во время выступления школьник не имел в виду ничего плохого. Детский омбудсмен Анна Кузнецова, также высказавшаяся против травли, призвала правоохранительные органы обратить внимание на угрозы в адрес подростка.

Выступление

В своем выступлении, запись которого опубликована на Youtube, школьник из Нового Уренгоя рассказал, что в рамках участия в проекте о солдатах, погибших во время Второй мировой войны, узнал о немецком солдате, участвовавшем в Сталинградской битве, чью биографию ему удалось изучить благодаря информации из открытых источников. По словам подростка, солдат попал в лагерь для военнопленных и вернуться домой не смог, так как «умер от тяжелых условий плена».

Школьник, изучая биографию солдата, посетил «захоронения солдат вермахта» вблизи Копейска в Челябинской области, где, по его словам, «увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать». В завершение своей короткой речи он выразил надежду, что «на всей Земле восторжествует здравый смысл, и мир больше никогда не увидит войн».

Как рассказала мать подростка Оксана Десятниченко, после нашумевшего выступления школьнику стали поступать угрозы. Она также назвала целью поездки своего сына в Германию «миссию мира», а в докладе, который пришлось заметно сократить из-за регламента, по ее словам, звучали «пацифистские мысли ребенка».


Повод для проверок

Резонансное выступление школьника уже стало поводом для различных проверок. Так, Минобрнауки РФ запросило информацию в региональном министерстве Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) в связи с произошедшим. Как сообщил РИА Новости пресс-секретарь министра образования и науки Андрей Емельянов, выводы можно будет делать после изучения ситуации.

Мэр Нового Уренгоя Иван Костогриз поручил провести служебную проверку после поездки учащихся местной гимназии в Германию и выступления в Бундестаге, сообщили во вторник в администрации города. В администрации также уточнили, что поездка была организована по приглашению народного союза Германии по военным захоронениям в рамках «Дня всенародной скорби».

В комментариях политиков и чиновников звучит мнение о том, что в связи с данным инцидентом вопросы возникают не к школьнику, выступившему с докладом, а к педагогам.

Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов прокомментировал выступление школьника из Нового Уренгоя в немецком бундестаге, отметив, что учителя должны были заранее проработать его речь. Он сообщил, что будет направлен депутатский запрос в Генпрокуратуру на проведение проверки образовательной программы, учителей и общественных программ. Прокуратура должна разобраться, как и чему учат молодежь, какие организации работают на территории России, подчеркнул Чернышев.

Как сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы губернатора ЯНАО Надежда Носкова, власти дадут оценку работе педагогов гимназии Нового Уренгоя, в которой учится подросток, возможно, для этого будет собрана комиссия. По ее словам, та травля, которая началась в отношении подростка и его семьи, недопустима. «Как бы ни оступился в своем тексте мальчик, такого быть не должно. В отношении педагогов, взрослых людей, будет проверка, будут сделаны выводы», — подчеркнула она.

Глава пресс-службы губернатора Ямала также отметила, что ряд оборотов, использованных в выступлении, в том числе «так называемый Сталинградский котел» и «невинно погибшие» солдаты вермахта, вероятно, являются результатом вмешательства педагога немецкого языка.

«Это не текст мальчика, мы разговаривали с родителями, мама объясняла, что этот доклад… начал готовиться еще летом, и такого там, конечно, не было. Он прочитал то, что ему дали — сокращенный вариант… Он прекрасно знает историю войны, у него близкие воевали. Сейчас главное — не дать развернуться истерии в отношении родителей и самого мальчика, потому что так нельзя», — резюмировала Носкова.

Глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов, комментируя ситуацию, заявил, что выступление российского школьника в Бундестаге заставляет задуматься о серьёзных проблемах во всей системе образования в РФ. По его словам, назрела пора для серьёзного разговора о стратегии развития образования, стратегии развития исторической науки в России и преподавания истории в целом.

О возможном влиянии иностранных НКО на российские школы в связи с инцидентом задумались в Совете Федерации. В частности, сенатор Игорь Морозов заявил, что Совет Федерации может заняться мониторингом деятельности иностранных некоммерческих организаций в регионах, чтобы «понять глубину проникновения образовательных программ иностранных НКО в российские школы». По словам сенатора, в России выступают за расширение сотрудничества в гуманитарной сфере и развитие отношений с Германией. «Но есть события, трактовка которых не может быть двоякой, и в их числе — Вторая мировая война», — сказал Морозов.

Очистить от идеологии

Уполномоченный по правам ребёнка при президенте РФ Анна Кузнецова намерена попросить Рособрнадзор дать разъяснения, какие международные образовательные программы реализуются в России в рамках преподавания истории и обществознания, чтобы выявить возможные манипуляции историческими фактами. По мнению Кузнецовой, случившееся в Германии вскрыло «ряд глубинных проблем как в системе международных образовательных программ, так и в попытках использовать разные трактовки истории в идеологической борьбе».

«На мой взгляд, важно заглянуть «за кулисы театра». Кто тут не патриот, будет понятно, когда мы разберёмся, откуда «растут ноги» у этой ситуации. Я как психолог вижу за докладом не более чем отыгранную преподавателями роль, которую диктуют условия игры. Мальчик отработал задачу и зачитал текст. Ведь по имеющейся у нас информации, новоуренгойская школа, где учится подросток, уже 10 лет сотрудничает с немецкой гимназией, в том числе организуя выезд детей в Германию за счёт принимающей стороны. Раньше никаких проблем с таким обменом не было: школьники обеих стран обсуждали проблемы экологии, безопасности и так далее. Но история – куда более сложная тема, тем более, когда обсуждается она гражданами двух стран, находившихся в определенный период времени в ситуации войны», – заявила Кузнецова, ее слова приводит пресс-служба уполномоченного.

Детский омбудсмен убеждена, что необходимо внимательно отнестись к международному сотрудничеству, особенно если речь идёт о чести и исторической памяти народа.

«Считаю, что международные образовательные программы следует в принципе очистить от идеологии и даже от самой возможности её присутствия в проектах с участием детей. Я призывала много раз и повторю снова: хватит манипулировать детьми!» – добавила Кузнецова.

Прекратить травлю

Многие политики и чиновники, комментирующие нашумевшее выступление в Бундестаге, призывают прекратить травлю школьника. В защиту подростка, в частности, высказался, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, по мнению которого, неверно обвинять школьника в пропаганде нацизма.

«Вы знаете, безусловно, выступление нашего российского школьника в Бундестаге вряд ли требует какой-то реакции администрации президента. В данном случае, совершенно непонятна такая экзальтированная травля, которая стала происходить. Очевидно, что школьник не имел в виду ничего плохого, очевидно, что школьник чрезвычайно волновался, когда выступал в бундестаге. Любой школьник, выступая в бундестаге, в таком представительном месте, естественно, будет испытывать крайнюю степень волнения» — сказал Песков журналистам, отвечая на вопрос, будет ли реакция Кремля на выступление школьника.

«Обвинять его в каком-то злом умысле, тем более пропаганде нацизма, во всех смертных грехах, считаю неверным», — добавил он. Песков сказал, что согласен с мнением помощника президента России Андрея Фурсенко о том, что «надо сосредоточиться на вопросах образования, а не заниматься упражнениями в плане человеконенавистничества». Ранее Фурсенко призвал терпимее относиться к молодежи и помогать тем, кто ошибся.

Звучат и высказывания о том, что школьник просто неверно выразился. В частности, первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич отметил, что преступная вина солдат вермахта, всей идеологии и практики нацизма исторически доказана и не подлежит пересмотру. «Но мальчик, как мне представляется, наверное, не совсем удачно, даже совсем неудачно, вел речь о другом. О том, что война стала трагедией и для немецкого народа», — сказал Клинцевич.

Он призвал общество «немного успокоиться, не говоря уже о том, чтобы делать какие-либо административные выводы из выступления школьника».

Недопустимой травлю школьника назвала глава Минобрнауки Ольга Васильева, а уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова призвала оставить в покое подростка и попросила правоохранителей обратить внимание на угрозы, которые звучат в адрес его семьи.

«Лейтмотив» доклада вроде бы ясен: война – это зло как для тех, против кого она направлена, так и для тех, кто ее развязал. Но то, как этот тезис был раскрыт, вызвал шквал обсуждений, критики и возмущений. Причём в основном всё это обрушилось на подростка, никто не разбирался в причинах, в истинном отношении ребёнка и его семьи к войне. Унижением и травлей патриотизм точно не воспитаешь. Более того, такая реакция несёт совершенно неправильный сигнал и детям», — сказала Кузнецова, слова которой приводит ее аппарат.

Кузнецова также попросила детского омбудсмена в Ямало-Ненецком автономном округе Виталия Орешкина изучить обстановку в школе мальчика, провести соответствующую работу с её руководством, преподавателями и родительским комитетом.

Заступился за мальчика и глава Нового Уренгоя Иван Костогриз. По его словам, школьник поделился своими открытиями о том, что не все немцы хотели воевать, многие хотели просто жить мирно. «Это ни в коем случае нельзя расценивать как отношение мальчика к фашизму. Его речь на примере истории этого немецкого солдата призывает к мирному существованию на всей Земле и неприятию войны, кровопролития, фашизма, страданий и насилия как таковых», — цитируются на сайте муниципалитета слова главы города.

Он отметил, что встреча российских и немецких детей в День памяти и скорби в Германии – давняя традиция, а интерпретацию искренних слов ребенка можно расценивать «как провокацию не только против школьника, но всего российского народа и нашего отношения к событиям истории Великой Отечественной войны».

Первые дни Великой Отечественной войны в архивных кадрах

В полдень 22 июня 1941 года вся страна слушала радиообращение наркома внутренних дел СССР Вячеслава Молотова, который объявил о нападении Германии. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами», — такова была заключительная фраза обращения к советскому народу.

За первые 8 часов войны советская армия потеряла 1200 самолетов, из них около 900 были уничтожены еще на земле. На фото: 23 июня 1941 года в Киеве, район Грушки.

Нацистская Германия рассчитывала на стратегию молниеносной войны. Ее план, получивший название «Барбаросса», подразумевал окончание войны до осенней распутицы. На фото: немецкая авиация бомбит советские города. 22 июня 1941 года.

На следующий день после начала войны, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, была объявлена мобилизация военнообязанных 14 возрастов (1905—1918 годов рождения) в 14 военных округах. В трех остальных округах — Забайкальском, Среднеазиатском и Дальневосточном — мобилизацию провели через месяц под видом «больших учебных сборов». На фото: новобранцы в Москве, 23 июня 1941 года.

Одновременно с Германией, войну СССР объявили Италия и Румыния. Через день к ним присоединилась и Словакия. На фото: танковый полк при Военной Академии механизации и моторизации им. Сталина перед отправкой на фронт. Москва, июнь 1941 года.

23 июня была создана Ставка Главного Командования Вооруженных сил СССР. В августе она была переименована в Ставку Верховного Главнокомандования. На фото: колонны бойцов идут на фронт. Москва, 23 июня 1941 года.

Государственную границу СССР от Баренцева до Черного моря на 22 июня 1941 года охраняли 666 пограничных застав, 485 из них подверглись нападению в первый же день войны. Ни одна из застав, атакованных 22 июня, не отошла без приказа. На фото: дети на улицах города. Москва, 23 июня 1941 год.

Из 19 600 пограничников, встретивших гитлеровцев 22 июня, в первые дни войны погибли более 16 000. На фото: беженцы. 23 июня 1941 год.

На момент начала войны у границ СССР было сосредоточено и развернуто три группы немецких армий: «Север», «Центр» и «Юг». Поддержку им с воздуха осуществляли три воздушных флота. На фото: колхозники строят оборонительные рубежи в прифронтовой полосе.01 июля 1941 года.

Армия «Север» должна была уничтожить силы СССР в Прибалтике, а также захватить Ленинград и Кронштадт, лишив русский флот его опорных баз на Балтике. «Центр» обеспечивал наступление в Белоруссии и захват Смоленска. Группа армий «Юг» отвечала за наступление на западе Украины. На фото: семья уходит из родного дома в Кировограде. 1 августа 1941 года.

Кроме того, на территории оккупированной Норвегии и в Северной Финляндии у вермахта была отдельная армия «Норвегия», перед которой ставилась цель захватить Мурманск, главную военно-морскую базу Северного флота Полярный, полуостров Рыбачий, а также Кировскую железную дорогу севернее Беломорска. На фото: колонны бойцов движутся на фронт. Москва, 23 июня 1941 года.

Финляндия не позволила Германии нанести удар по СССР со своей территории, однако получила от немецкого главкома Сухопутных войск указание готовиться к началу операции. Не дожидаясь нападения, утром 25 июня советское командование нанесло массированный авиаудар по 18 финским аэродромам. После этого Финляндия объявила, что находится в состоянии войны с СССР. На фото: выпускники Военной академии им. Сталина. Москва, июнь 1941 года.

27 июня войну СССР объявила и Венгрия. 1 июля по указанию Германии венгерская Карпатская группа войск атаковала советскую 12-ю армию. На фото: медсестры оказывают помощь первым раненым после воздушного налета фашистов под Кишиневом, 22 июня 1941 года.

С 1 июля по 30 сентября 1941 года РККА и ВМФ СССР проводили Ленинградскую стратегическую операцию. Согласно плану «Барбаросса», захват Ленинграда и Кронштадта был одной из промежуточных целей, вслед за которой должна была быть проведена операция по взятию Москвы. На фото: звено советских истребителей пролетает над Петропавловской крепостью в Ленинграде. 01 августа 1941 года.

Одной из крупнейших операций первых месяцев войны стала оборона Одессы. Бомбардировки города начались 22 июля, а в августе Одесса с суши была окружена немецко-румынскими войсками. На фото: один из первых немецких самолетов, сбитых под Одессой. 1 июля 1941 года.

Оборона Одессы задерживала продвижение правого крыла войск группы армий «Юг» в течение 73-х дней. За это время немецко-румынские войска потеряли свыше 160 тысяч военнослужащих, около 200 самолетов и до 100 танков. На фото: разведчица Катя из Одессы беседует с бойцами, сидя в повозке. Район Красный Дальник. 01 августа 1941 года.

Первоначальный план «Барбаросса» предполагал взятие Москвы в течение первых трех-четырех месяцев войны. Однако, несмотря на успехи вермахта, усилившееся сопротивление советских войск помешало его выполнению. Задержали немецкое наступление битвы за Смоленск, Киев и Ленинград. На фото: зенитчики обороняют небо столицы. 1 августа 1941 года.

Битва за Москву, которую немцы назвали операцией «Тайфун», началась 30 сентября 1941 года, наступление вели главные силы группы армий «Центр». На фото: цветы раненным бойцам в московском госпитале. 30 июня 1941 года.

Оборонительный этап московской операции велся до декабря 1941 года. И только в начале 42-го года РККА перешла в наступление, отбросив немецкие войска на 100-250 километров назад. На фото: лучи прожекторов войск ПВО освещают небо Москвы. Июнь 1941 года. /

Источник: ria.ru

Похожие записи