Истребитель будущего уткнулся носом в землю

Истребитель будущего уткнулся носом в землю

Еще в июле 2017 года Германия и Франция устами своих лидеров Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона официально объявили о начале многолетней модернизации своих ВВС. Для этого Берлин и Париж решил объединить усилия по созданию супер самолёта 6-го поколения, который должен заменить сегодняшние истребители Dassault Rafale («Дассо Рафаль») и Eurofighter Typhoon («Еврофайтер Тайфун»).

Новый франко-немецкий проект, с большой долей вероятности, должен был продемонстрировать как Востоку в лице России и Китая, так и Западу — США и Канаде, что в будущем старушка Европа будет способна постоять за свои общие интересы.

К разработке подключили ведущих европейских самолетостроителей — Airbus, Dassault Aviation, MBDA, Safran, Thales, а также другие не такие известные фирмы, обладающими, тем не менее, передовыми технологиями по производству различного авиационного оборудования. Немецко-французский проект получил название Système de Combat Aérien du Futur или SCAF, (пер. с фр. «Система воздушного боя будущего»).

Под «шестым» поколением, судя по всему, европейцы понимают очень высокий уровень автоматизации истребителя пятого поколения, который к тому же способен управлять стаями сопровождающих его беспилотников, а также использовать космические спутники для решения боевых задач в он-лайн режиме. Хотя правильнее было бы говорить о самолетах 5++.

Париж имеет аналогичное соглашение с Лондоном под названием Future Combat Air System (пер. с англ. «Будущая боевая воздушная система»). Однако Британия находится в состоянии Brexit, что фактически означает поворот островного государства спиной к единой Европе и лицом — в сторону США, у которых, кстати, англичане для Королевских ВВС уже заказали 138 F-35B. Поэтому будущее франко-английского истребителя Future Combat Air System такое же туманное, как и сам Альбион.

Чтобы не ошибиться с прогнозами, относительно перспектив франко-немецкого проекта Future Combat Air System, следует окунуться в историю создания нынешних истребителей Rafale и Eurofighter и, само собой, оценить их место в современном табеле о рангах.

В 1980-х годах в программе единого европейского истребителя, каким задумывался «Еврофайтер Тайфун», тоже изначально участвовала Франция. Но потом Париж сосредоточился на своем двухмоторном самолете, который, к слову, имеет схожий дизайн с «Еврофайтером». При этом обе европейские машины играют роли как тяжелых, так и легких истребителей. В этом заключается их концептуальное отличие от российского и американского подхода к созданию современной боевой авиации.

Итак, «Еврофайтер», на первый взгляд, явно уступает «Рафалю», который во время натовских воздушных игр Wargames легко справлялся с тяжелым F-15 и даже выигрывал у истребителя 5-го поколения F-22 (правда, не всегда). А вот «Тайфун» не смог победить легкого «американца» F-16. Добавим также, что «Еврофайтеры «Королевских ВВС позорно проиграли пакистанским самолетам F-16, а те в свою очередь боятся как огня индийских истребителей Су-30МКИ. В то же время саудовские истребители F-15 становятся легкой добычей примитивных ПВО Йемена, тогда как «Еврофайтеры» там же остаются неуязвимыми.

В действительности, показатели соотношение тяги/веса, дальности и скорости подъема явно лучше у «Еврофайтеров», чем у «Рафаля». Просто французские летчики имеют более высокие стандарты подготовки, чем немецкие и британские пилоты, поэтому сравнение европейских самолетов по очкам в играх Wargames нельзя считать корректным.

Как бы там ни было, но в воздухе сегодняшние «европейцы» имеют очевидное техническое превосходство над «американцами», это дает основание думать, что по ключевым характеристикам новый франко-немецкий истребитель должен быть лучше заокеанских аналогов Future.

Однако стоимость истребителей 4-го поколения «Рафалей» и «Тайфунов» в пределах $ 85−125 млн. за единицу свидетельствует о полной неадекватности продавцов. Поэтому неудивительно, что их экспортный потенциал стремиться к нулю, если не считать политически ангажированных контрактов или сделок с явно коррупционным душком.

Кстати, новый самолет SCAF будет иметь космический ценник, куда больше, чем тот, за который сегодня продается американский «золотой» F-35. Уже названа предварительная и, как правило, заниженная в разы стоимость «бриллиантового европейца» 6-го поколения, которая превысит $ 200 млн.

Надо понимать, что его разработчикам придется не только догнать военных самолетостроителей России, США и Китая, но и перегнать эти страны. Между тем, по оценке, американских экспертов, ряд новинок, которые должны быть у комплекса Système de Combat Aérien du Futur, уже испытываются на нашем самолете Су-57. Короче говоря, с большой долей вероятности именно «сушка» 5-го поколения уже в следующем десятилетии станет наиболее привлекательной экспортной позицией на мировом рынке, как сейчас ЗРК С-400, за которым уже выстроилась очередь.

Ну, и понятно: чем больше будет продано F-35 и Су-57, тем меньше места «для маневра» останется у SCAF, когда тот наконец-то воплотится в высокотехнологический продукт. Его появление планируется только в 2040-х годах. По идее, ему рассчитывать приходится только на небольшой рынок ЕС.

Вместе с тем Великобритания и Швеция уже заявили о продвижении национальных проектов новых истребителей, которые пусть не будут такие «крутые», как F-35 и Су-57, однако, займут свою нишу на мировом рынке оружия. А Бельгия, наученная опытом бесконечных франко-немецких склок, показывает полное безразличие к проекту SCAF и открыто ставит на F-35. Словом, даже в ЕС трудно будет найти покупателей будущего европейского чуда.

С другой стороны, «проклятие заклятой вражды» между франками и германцами, похоже, и в наше время витает над двумя соседними странами. Те же самые разногласия между Берлином и Парижем, которые стали причиной создания двух истребителей «Еврофайтера» и «Рафаля» вместо одной эффективной общеевропейской машины, стали камнем преткновения и на сегодняшних договоренностях по экспортной политике авиационного комплекса Future Combat Air System.

Франция опять требует полной свободы на мировом рынке вооружения, мол, кому хочу — тому и буду продавать. Но Германия выступает категорически против такого «безответственного» подхода к оборонному экспорту. В свое время, напомним, Берлин потребовал от Парижа отказа от поставок атомных технологий и самолетов Саддаму Хусейну, когда того обвинили в химической атаке против курдов. Французы послали немцев куда подальше. Они прямо сказали германцам, что 5-я Республика зависит от поставок вооружения куда больше, чем ФРГ, которая к тому же является проводницей корыстных интересов США.

И вот глава Airbus Том Эндерс, ключевой участник программы европейского истребителя шестого поколения, назвал неприемлемой жесткую линию Берлина по экспортным ограничениям, которые сводят к нулю контрактные возможности будущего авиационного комплекса. Он убежден, что в этих условиях однозначно нельзя выиграть конкуренцию. Это, не исключено, означает, что Airbus завершает свое участие в разработке Future Combat Air System, тем более что Меркель обрела статус «хромой утки». Таким образом, можно предположить, что самолет SCAF приземлился еще до того, как поднялся в воздух.

Военные технологии: Иран начал массовое производство собственных истребителей четвёртого поколения Kowsar

Военные учения: Два российских бомбардировщика заставили НАТО поднять истребители

Источник: svpressa.ru

Похожие записи