Челябинску предложили щит

Челябинску предложили щит

Челябинское отделение «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) сформулирует предложение о создании «зеленого щита» у границ Челябинска — лесопарковой зеленой зоны. Таким образом общественники собираются воскресить советскую практику формирования лесных поясов около российских промышленных центров. Инициативу должны одобрить в общественной палате региона, обсудить на публичных слушаниях и отправить на согласование в местный законодательный орган. Однако сформировать «зеленый щит» можно только на землях лесфонда, которые не прошли необходимую инвентаризацию в Челябинске. Проблема с определением границ может поставить инициативу под большой вопрос, поскольку процедура по определению новой зоны строго регламентирована не только по инстанциям, но и по времени. Эксперты считают, что создание «зеленого щита» вокруг Челябинска в принципе невозможно из-за ряда ограничений, и советуют применить инициативу к другим городам Южного Урала.


В региональном отделении «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) обсудили возможность создания зоны лесопаркового зеленого пояса («зеленого щита») у границ Челябинска. Создание такого пояса стало возможно после вступления в силу с начала 2017 года изменений в федеральном законодательстве, регулирующем охрану окружающей среды. По мнению членов ОНФ, создание зеленой зоны позволит существенно улучшить экологическую ситуацию в регионе, прекратить неконтролируемые вырубки и застройку леса.

«Челябинская область попала в число регионов, где с 1945 года были установлены опоясывающие 30-километровые зеленые зоны. Законодательство изменилось, и зеленые зоны стали изменять. Где-то требовалось расширение территорий, была необходима застройка, менялись экономические приоритеты. В итоге экономика выиграла у экологии»,— рассказала координатор проектов регионального отделения ОНФ Светлана Селихова. Она пояснила, что федеральный закон определяет особый порядок создания лесопарковых зеленых поясов. На территории «зеленых щитов» запрещаются сплошные рубки деревьев, размещение отходов производства и потребления 1–3-го классов опасности, строительство животноводческих комплексов, разработка месторождений полезных ископаемых, капитальное строительство (кроме объектов коммунальной и дорожной инфраструктуры, а также объектов здравоохранения, образования, туризма и спорта), размещение складов ядохимикатов и удобрений.

Сначала ОНФ планирует направить в региональную общественную палату мотивированное ходатайство, которое рассматривается в течение 30 дней. Затем принимается решение о назначении общественных слушаний. Если их участники одобряют проект, общественники направляют предложение депутатам заксобрания, которые в течение 40 дней вместе с правительством области принимают решение о создании «зеленого щита». «Закон предусматривает, что зеленые зоны должны быть сформированы на землях лесфонда. Но земли лесфонда не прошли необходимую инвентаризацию, поэтому выявить их полный состав не представляется возможным»,— отметила госпожа Селихова.

Заместитель начальника отдела организации, мониторинга и контроля регионального управления Росреестра Ольга Мосина рассказала, что работа с главным управлением лесами по Челябинской области ведется с 2016 года. «Нужно понимать, что границы лесных участков и границы лесфонда — это разные вещи. Тут очень много проблем, для решения которых, в частности, был введен так называемый закон о „лесной амнистии”. Амнистия направлена на то, чтобы дать людям больше леса. Это хорошо, но не в интересах тех, кто хочет создать „зеленый щит”»,— прокомментировала госпожа Мосина. По ее словам, у ведомства есть «относительно четкое понимание» лесных границ, поскольку ранее такие участки выделялись кварталами, но измененное законодательство требует их точечной проработки. «Мы вносили в единый государственный реестр недвижимости земельные участки без этих „точек”, а условными кусками. В лесном реестре тоже есть эти кварталы. Управление лесами и реестр опять же законодательно обязали эти кварталы определить по „точкам”. По Челябинску часть этой работы уже проведена. Мы столкнулись с проблемой, что имеющееся на самом деле, не всегда есть на картах, не всегда законодательно предусмотрено»,— пояснила госпожа Мосина.

В минэкологии поддержали инициативу общественников, однако заявили, что не смогут оказать содействие в уточнении границ. В ведомстве предложили обратиться за помощью в органы МСУ Сосновского и Красноармейского районов, граничащих с Челябинском, а также не замыкаться на определении четких границ. «Каждый квадратный метр измерить не получится. Нигде не регламентировано, какой должна быть эта территория. Самое оптимальное — посмотреть границы лесничества, они в распоряжении имеются»,— прокомментировал начальник управления государственной экологической экспертизы и регионального государственного экологического надзора Сергей Лавров.

По словам директора экологического фонда «Моя планета» Виталия Безрукова, сама по себе инициатива важна для региона, но для Челябинска она не применима. «Есть конкретные ограничения для создания этой зоны, которые прописаны законом. Туда не могут войти земли, где есть полезные ископаемые, то есть тот же лес, где находится Томинское медное месторождение или любой гранитный карьер. Также туда нельзя включать земли сельскохозяйственного назначения и внутригородские леса. У Челябинска мало шансов на создание такого пояса, поэтому будет лучше попробовать создать его в других муниципальных образованиях области»,— пояснил господин Безруков.

Отметим, инициативы по созданию «зеленых щитов» находятся на рассмотрении общественных палат еще трех уральских регионов — Свердловской, Тюменской и Курганской областей.


Источник: kommersant.ru

Похожие записи