Режиссер «Движения вверх»: «Эмоция важнее, чем документальная точность»

Режиссер «Движения вверх»: «Эмоция важнее, чем документальная точность»

— Это был совет профессионала. Мы приняли такое решение, зная, что это вызовет критику. В 1972 году сверху мяч никто не забивал и трехочковой зоны не было. Но при этом мы должны учитывать, что сейчас баскетбол — это не только интеллигентный спорт, но и шоу.

И если вы хотите рассказывать о баскетболе как о явлении, то сегодня вы обязаны показывать все, на что эта игра способна с точки зрения зрелищности.

В фильме есть сцена, где литовский игрок Модестас Паулаускас решает остаться в Германии во время мюнхенской Олимпиады, но в последний момент возвращается в команду. У меня, как у зрителя, этот сюжетный поворот вызвал некоторое недоверие и сомнение.

— В советской жизни всякое бывало, люди и убегали, и возвращались. Это собирательный образ, а не документальная история самого Паулаускаса. Могу только процитировать слова Модестаса о фильме: «Если бы было так, как было на самом деле, фильм мог бы получиться сухим». 

А сам Модестас тоже участвовал в работе над картиной?

— Он приезжал к нам на площадку, у нас был недолгий разговор. Но исполнитель этой роли в фильме, Джеймс Тратас, ездил к нему в Литву, и там они вместе читали сценарий, оценивали его. В итоге Паулаускас дал нам зеленый свет, за что мы ему благодарны.

Кадр из фильма «Движение вверх», 2017

У вас невероятно захватывающе сняты все баскетбольные сцены, и создается ощущение, что в кадре настоящие спортсмены. Как вы добивались такого эффекта?

— Была придумана целая технология: на площадке работали и баскетболисты очень серьезного уровня, и артисты. Каждый эпизод снимали дважды, со спортсменом и актером. Потом на монтаже это соединялось — и таким образом создавалась иллюзия, что мы видим в кадре игроков, которые всю жизнь этим занимались.

Но было и двое актеров со спортивной подготовкой — Кузьма Сапрыкин, на тот момент студент школы-студии МХАТ и мастер спорта по баскетболу, и Александр Ряполов, профессиональный стритболлер, который за время съемок на приличном уровне освоил актерскую профессию.

В фильме очень много молодых актеров, много новых лиц, которые еще не примелькались на экране. И это безусловный плюс. Как вы их искали?

— Нужно сказать спасибо нашему кастинг-директору Наталье Крименской, которая буквально перелопатила не только все то, что лежит на поверхности, но и далеко «закидывала невод», чтобы этих прекрасных ребят найти. Для меня было важно, чтобы это были актеры высокого уровня. А уже насколько они медийные лица — это имело второстепенное значение.

В фильме мы окружили их эшелоном звезд. У нас снимались Владимир Машков, Виктория Толстоганова, Марат Башаров, Андрей Смоляков и Сергей Гармаш, Джон Сэвэдж.

Кадр из фильма «Движение вверх», 2017

Как работали на площадке молодые и известные актеры?

— Работали органично. Но звезды подчас более дисциплинированны и лучше понимают кинопроцесс, с ними работать, как правило, легче: больше опыта и понимания.

Российские режиссеры в последние годы активно снимают фильмы на спортивную тематику — выходила «Легенда № 17», с которой часто сравнивают и вашу картину. В этом году мы ждем «Тренера» Данилы Козловского. Это какой-то новый тренд в кино? 

— Мы переживаем время, когда наш, отечественный кинематограф нашел новый Клондайк — спортивную тему. В советское время почему-то по этой тематике снимали единичные фильмы. В российском кино только сейчас начали это «раскапывать», поняли, что в этих фильмах человек проявляется очень интересно. В направлении художественного кино о спорте нам еще работать и работать. Такого спортивного кинематографа, как, например, в США, у нас близко нет.

Как вы пришли к этому сюжету?

— Мне предложил его продюсер Леонид Верещагин. И я понял, что катарсис, который заключен в самой истории, — его уже достаточно. Понял, что за это нужно браться.

Кадр из фильма «Движение вверх», 2017

Что привлекает зрителей в этих спортивных драмах?

— Напряжение, человеческая эмоция, когда зритель сопереживает и сопернику, и своей команде, — это дает те яркие ощущения, к которым кино всегда стремится. И вот в этом фильме получилось. Ощущение счастья и эффект присутствия, когда перед экраном ты можешь почувствовать себя на финальном матче. Именно это и заставляет зрителя пойти на просмотр иногда второй раз — это важно.

Но, по сути, ведь мы заранее знаем, чем заканчивается эта история…

— Работа режиссера и заключается в том, чтобы в такого рода фильмах зритель сопереживал. Люди приходят в зал, чтобы посмотреть историю о том, как русские опять победили. Но в какой-то момент нужно заставить публику усомниться в этой победе и пройти путь к ней вместе с героями фильма.

Когда я сам вижу кадры игры в Мюнхене, у меня вновь и вновь начинает колотиться сердце — и я этому очень рад. 

Жизнь предложила нам такой потрясающий документальный материал. Когда я прочитал сценарий и посмотрел игру, то был удивлен, почему это до сих пор никто не снял.

Источник: ria.ru

Похожие записи