Юбилей Вудстока. Семь песен, которые не получится забыть и через пятьдесят лет

Юбилей Вудстока. Семь песен, которые не получится забыть и через пятьдесят лет

Правообладатель иллюстрации
Hulton Deutsch/Getty Images

50 лет назад, с 15 по 18 августа 1969 года, в Вудстоке, штат Нью-Йорк, прошел музыкальный фестиваль «Ярмарка музыки и искусств» или просто Вудсток — и это было одно из самых грандиозных событий в истории культуры ХХ века.

Это был последний большой фестиваль хиппи после лета любви в 1967-м, это был год, когда рок-музыка окончательно перестала быть простой, а психоделические импровизации стали трендом на ближайшие несколько лет. Для многих и без того известных музыкантов выступление на Вудстоке стало по-настоящему великим — несмотря на все организационные проблемы.

Фестиваль посетило около 500 тысяч человек — при том, что изначально планировалось продать не больше 150 тысяч билетов, а нормальный рок-фестиваль в конце 1960-х собирал семь-десять тысяч человек.

Три дня с середины дня субботы до утра понедельника группы и исполнители выступали почти нон-стоп и круглосуточно. Некоторые, например, The Doors, отказались — и потом очень жалели об этом в своих воспоминаниях.

Этот фестиваль был нужен, чтобы огромное количество людей сплотилось — за те три года, что культура хиппи стала массовой, мир сильно изменился.

В США вовсю шли демонстрации против войны во Вьетнаме и столкновения с полицией. Как минимум в 125 городах Америки проходили выступления против расовой сегрегации, и многие заканчивались столкновениями с полицией.

Эти три дня музыки слушает и вспоминает уже несколько поколений. Символика Вудстока на различных товарах приносила его устроителям 20 миллионов долларов в год. А в 2019-м из-за юбилея ожидается, что продажи составят 100 миллионов долларов.

По итогам сериала был снят фильм «Три дня любви и музыка» (вот его официальный трейлер), в 1971 году он получил «Оскара». Фрагменты фильма уже давно разошлись по соцсетям — в виде отдельных песен-клипов практически всех исполнителей.

Русская служба Би-би-си вспоминает несколько великих выступлений на фестивале и их контекст.

Джоан Баэз — We Shall Overcome

Контент недоступен

Джоан Баэз в 1969 году была суперзвездой, правозащитницей и врагом государства — в знак протеста против военной политики США она объявляла, что не будет платить налоги.

С начала 1960-х Баэз записала несколько успешных фолк-альбомов, но в целом выступление со сцены для нее было еще одним способом высказываться на политические темы.

Она защищала права чернокожих и проводила туры по штатам, которые в те годы считались расистскими. Там она требовала, чтобы белые и чернокожие имели равный допуск на ее концерты. Баэз создала благотворительный фонд и Институт по изучению проблем ненасилия.

В 1969 году ее пластинки были запрещены в американских армейских магазинах.

Она завершала первый день Вудстока сетом из 13 песен под акустическую гитару. Был поздний вечер, и зрители зажигали свечи во время ее песен — считается, что эта традиция появилась на Вудстоке. Сейчас такое можно увидеть на любом концерте во время исполнения медленных композиций.

Завершавшая ее выступление We Shall Overcome — одна из важнейших песен Джоан Баэз. Она основана на христианских песнопениях в бедных церквях в начале ХХ века, первым из музыкантов ее стал исполнять Пит Сигер, потом еще десятки исполнителей.

В 2015 году библиотека Конгресса США назвала ее «самой мощной песней ХХ века».

Image caption

Вудсток стал самым грандиозным фестивалем 1960-х

После Вудстока Баэз на два десятилетия осталась одной из главных гражданских активисток в США. Выступала на протестных акциях во многих странах мира.

Ее концерт в СССР в 1978 году был отменен — без объяснения причин, но Баэз все равно приехала и встречалась, в частности, с диссидентами Андреем Сахаровым и Еленой Боннэр.

Country Joe Mcdonald — Feel Like I’m Fixing to Die Rag

Контент недоступен

Кантри Джо Макдональд — еще один человек, совмещавший с начала 1960-х музыку и протестную активность. Он отслужил в армии (на флоте), наряду с кантри-альбомами издавал самиздат, газеты и брошюры, которые распространялись по коммунам хиппи в Сан-Франциско. Участвовал во многих антивоенных демонстрациях.

Музыкант вспоминал, что был настолько напуган размером аудитории на Вудстоке, что привязал к себе гитару, а на сцену его вытолкнули товарищи. Группа Country Joe and the Fish сыграла полчаса в середине второго дня фестиваля.

Песня I-Feel-Like-I’m-Fixing-to-Die Rag — сатира на американского президента Линдона Джонсона, развязавшего войну во Вьетнаме. Припев вся огромная толпа исполняла хором.

Вудсток сделал Кантри Джо Макдональда национальной знаменитостью, но в 1970-е значительную часть времени он провел не в США, а в Европе — администрация сменившего Джонсона Ричарда Никсона внесла музыканта в «черный список» потенциальных угроз.

Это произошло из-за его новых антивоенных выступлений, поездки во Вьетнам в 1971 году и съемок фильма о чилийском президенте-социалисте Сальвадоре Альенде.

В 2000 и 2010-е музыкант практически перестал записываться, ограничившись камерными концертами и мастер-классами игры на гитаре. Наряду с занятиями музыкой он помогает ветеранам вьетнамской войны.

Карлос Сантана — Soul Sacrifice

Права на иллюстрацию NEA ZIXNH
NEA ZIXNH

Права на иллюстрацию NEA ZIXNH
NEA ZIXNH

За три года до Вудстока Карлос Сантана только закончил в школу. Он родился в семье эмигрантов из Мексики, на гитаре играл с восьми лет.

В 1966-м он создал группу, назвав ее своей фамилией. На Вудстоке состоялось ее первое выступление перед аудиторией больше, чем пара тысяч человек. И после фестиваля Сантана стал суперзвездой.

Soul Sacrifice — предпоследняя композиция в 45-минутном сете, сыгранном в середине второго дня Вудстока. Она инструментальная, построена на импровизации. Рок-музыку в таком ключе будут играть все значимые группы до середины 1970-х.

Перед началом Вудстока у Сантаны даже не было записанных альбомов. Первые два в 1969-м и 1970-м стали «золотыми» и возглавляли хит-парады.

В статусе суперзвезды он работал до начала 1990-х, потом его группа немного сбавила обороты, а в 1999-м он попал в жесткую ротацию MTV с альбомом Supernatural (премия Грэмми по итогам года).

В конце 1990-х годов в родном мексиканском городке Сантаны — Аутлан-де-Наварро — его именем назвали улицу.

The Who — My Generation

Права на иллюстрацию RockIsDeadTheySay :’)
RockIsDeadTheySay :’)

Права на иллюстрацию RockIsDeadTheySay :’)
RockIsDeadTheySay :’)

Англичане из The Who выступали с пяти до шести утра в воскресенье — и уходили со сцены, когда начался рассвет.

К 1969 году они уже были одной из известнейших рок-групп Великобритании, записав десяток хитов и три полноценных альбома. Как раз весной 1969-го вышел четвертый — рок-опера Tommy. Альбом сначала не пользовался большой популярностью, тем более в США.

Значительная часть их часового сета на Вудстоке — это песни из Tommy. Судя по полному видео, публика была просто потрясена.

Недоволен остался только левый-активист Эбби Хоффман. В паузе между Pinball Wizard и Do You Think It`s All Right он выбежал на сцену и прокричал: «Неужели мы так и будем сидеть и слушать это дерьмо, пока [поэт-битник, осужденный на 10 лет за продажу двух сигарет с марихуаной] Джон Синклер остается за решеткой?!».

Лидер The Who Пит Таунсенд вытолкал его со словами: «Пошел к черту с моей чертовой сцены». Эпатажного Хоффмана после этого еще пару лет звали на различные ток-шоу.

My Generation музыканты сыграли, уже когда взошло солнце. Они растянули почти четырехминутную в оригинале вещь вдвое. В финале Таунсенд не разбил гитару как обычно — а кинул ее зрителям.

Как выяснилось позже, в знак благодарности: альбом Tommy прочно вошел в историю рок-музыки.. Пит Таунсенд и вокалист The Who Роджер Далтри последний раз играли его в ходе тура в 2017 году.

Jefferson Airplane — Somebody To Love

Права на иллюстрацию ernest747
ernest747

Права на иллюстрацию ernest747
ernest747

Jefferson Airplane вышли на сцену сразу за The Who в 7.30 утра воскресенья, 17 августа. «Вы слушали тяжелые группы, а сейчас вы услышите утреннюю музыку для маньяков, уж поверьте мне», — объявила вокалистка Грейс Слик.

Группа начинала в Сан-Франциско в середине 1960-х, моментально стала ведущей среди хиппи, сочетая фолк-рок и психоделику.

Jefferson Airplane сыграли на трех известнейших фестивалях тех лет. Кроме Вудстока это были калифорнийские Монтерей в 1967-м и Альтамонт в 1970-м.

Правообладатель иллюстрации
Boston Globe/Getty Images

Image caption

Вудсток стал образцом проведения музыкальных фестивалей на десятилетия вперед

Somebody to Love — одна из их песен, возглавлявших американские хит-парады.

В 1969-м до распада группы оставалось меньше трех лет — музыканты не справились со звездным статусом, алкоголем и наркотиками, а также поссорились из-за того, какую музыку хотят играть — более сложную или простую и коммерческую.

Несколько раз они объединялись, успешнее всего — в 1989-м, тогда они записали одноименный альбом.

Грейс Слик, учившаяся вместе с дочерью президента Никсона Тришей, пыталась попасть к нему на прием и подсыпать ему в чай галлюциногенный наркотик.

В 2006 году группу ввели в Зал славы рок-н-ролла, многие ее участники уже умерли. Слик живет в своем доме в Малибу и рисует картины-воспоминания о 1960-х. На одной из них — белый кролик, герой одноименного хита Jefferson Airplane, на еще одной — другая легендарная американская певица Дженис Джоплин.

Джо Кокер — With A Little Help From My Friends

Права на иллюстрацию Jimmysrock 2010
Jimmysrock 2010

Права на иллюстрацию Jimmysrock 2010
Jimmysrock 2010

Для британца Джо Кокера выступление на Вудстоке тоже стало прорывным. До этого несколько лет его группа гастролировала по небольшим английским городам, исполняя, в основном, версии песен, написанных другими исполнителями.

С одной из таких песен — With a Little Help From My Friends — Джо Кокер возглавил в 1968 году британский хит-парад. Его версия песни The Beatles — медленная, блюзовая и гораздо более драматичная, чем легкомысленный оригинал, исполненный Ринго Старром.

Выступление Кокера и его группы считается одним из важнейших событий Вудстока. Они исполнили 13 песен — большинство из них тоже каверы. И отправились на первые серьезные гастроли по Америке.

Правообладатель иллюстрации
STILLS

Image caption

Выступление Джо Кокера — незабываемый момент Вудстока

1970-е получились для Кокера не такими успешными, во-многом из-за проблем с алкоголем и наркотиками.

А вот 1980-е и 1990-е стали его временем. Он перепел Unchain My Heart Рея Чарльза, и сейчас эта песня есть в любом сборнике баллад середины 1980-х. You Can Leave Your Hat On Рэнди Ньюмана стала хитом номер один и прозвучала в одном из культовых фильмов тех лет — «Девять с половиной недель». Summer in the City группы The Lovin` Spoonful снова возглавила хит-парады в 1994 году.

Джими Хендрикс — The Star Spangled Banner

Права на иллюстрацию EDUARDO DYABLO
EDUARDO DYABLO

Права на иллюстрацию EDUARDO DYABLO
EDUARDO DYABLO

Джими Хендрикс закрывал Вудсток — из-за многочисленных накладок это было уже в девять утра понедельника, а из 500 тысяч зрителей у сцены остались лишь около 35 тысяч. Тем не менее именно это выступление называется главным событием фестиваля.

Про Хендрикса написаны километры текстов, про него рассказывается в десятках документальных фильмов — с рефреном о том, что этот человек изменил само представление об игре на электрической гитаре.

Вудсток — это самое яркое сохранившееся видео-воспоминание о том, как именно Хендрикс это сделал. На видео — кульминация его выступления. Он начал с американского гимна «Знамя, усыпанное звездами», а потом перешел к соло из двух своих песен — Purple Haze и Villanova Junction.

Он как будто разговаривал с публикой с помощью гитары — петь и вообще свой голос он не любил и стеснялся его.

Правообладатель иллюстрации
STAN HONDA

Image caption

Даже просто повторить Вудсток не удалось еще никому

После этого выступления, примерно в 11.15 понедельника, 18 августа, Вудсток закончился.

* * *

Документальный фильм про Вудсток «Три дня мира и музыки», вышедший в 1971 году, получил «Оскар».

В 2019 году Вудсток пытались повторить — в штате Мэриленд, но безуспешно: не удалось арендовать участок, возникли финансовые проблемы. До этого годовщину фестиваля вспоминали в разные годы, но даже близко повторить то, что было тогда, не получилось.

К 50-летию фестиваля все сохранившиеся выступления музыкантов выпустили коллекцией из десяти виниловых пластинок.

Источник: bbc.com

Похожие записи