Алексей Серебряков пополнил ряды страдающих сыновей

Алексей Серебряков пополнил ряды страдающих сыновей

«Временные трудности» снял Михаил Расходников. Его имя стало широко известно после того, как он предъявил претензии Ридли Скотту по поводу фильма «Марсианин», обнаружив заимствования из собственного одноименного сценария, некогда направленного в крупную американскую кинокомпанию. Будучи юристом в области авторских прав, он все-таки не решился на участие в судопроизводстве по американским правилам. И теперь снял фильм об авторитарном отце, который доморощенными методами пытается избавить сына от церебрального паралича. Вроде бы все правильно: ребенку с раннего детства внушают, что он не больной, просто у него временные трудности, учат преодолению, воспитывают волю. Но каким образом!

Изначально на роль преодолевающего временные трудности героя предполагался Константин Хабенский. Потом сценарий изменился, и ведущего бизнес-консультанта страны, победившего недуг, сыграл Риналь Мухаметов. Он талантливый и трепетный актер, и его откровенно жаль. Хотя сам он искренне удивлен реакции критиков, принявших фильм в штыки. Риналь ссылается на собственный опыт борьбы с заиканием, из-за которого его не брали в театральный вуз. «Не все такие начитанные, как вы, — сказал он в ответ на критику. — Сколько вас? 14 человек? Я знаю, что такое борьба с заиканием. Главное для людей, подобных моему герою, – вера, любовь и терпение. Получив предложение, сыграть эту роль, я понял, что это мой шанс сказать свое слово, обратиться ко всем своим братьям и сестрам. Что постыдного в нашем кино? Реалии показаны еще в мягкой форме. В жизни все страшнее. Я рад, что такое кино есть. Люди обратят внимание на проблему и станут лучше».

Весь фильм куют современного Алексея Маресьева. Героев у нас создают такие люди, как отец в исполнении Ивана Охлобыстина, — с прямотой рабочего человека и во имя любви. Все средства хороши. Не успел мальчишка на костылях выбросить мусор, и пищевые отходы отец вываливает на его кровать. Потом он бросает парня в лесу, и только чудом тот уцелеет, спугнув здоровенного медведя. Лечение ребенка с ДЦП осуществляется путем ежедневного унижения. Продюсер Георгий Малков, а он, судя по всему, главный идеолог данного опуса, считает, что мусор на кровати — это физиотерапия. Просто в каждом из нас, сидящем у экрана, всплывают личные детские истории, вот мы и ропщем. Нам всем кажется, что родители несут зло, и только став взрослыми, мы начинаем понимать, что это не так. Авторы фильма посещали медицинские центры, и там узнали, что именно отцы детей с диагнозом ДЦП занимаются терапией, когда матери не выдерживают. При этом по статистике 75 процентов мужчин уходят из семей с больным ребенком. Вывод таков – только ленивый остается инвалидом. А тот, кто трудится, любую болезнь преодолеет. Упаковано все в вопиюще пошлую форму. А герой Охлобыстина в странном парике напоминает ряженого. На вопрос «МК», почему выбрали на роль именно Охлобыстина, который довел все до клоунады, Михаил Расходников отвечал: «Я просто давно знаю Ивана Ивановича. Очень его уважаю, как отца шестерых детей. Иван Иванович – прекрасный человек».

Дебютная картина «Пусть будет Лиза» Игоря Каграманова – еще одна история о монстрах внутри нас, о том, как в человеке рождается зло. Опять нам приводят риэлторскую статистику: из 100 квартир, передающихся по наследству, только одна оформляется бесконфликтно. Но история не об имуществе, не о даче, которую пожилая мать в больничной палате завещает равнодушному к ней сыну, а не заботливой дочери. Снимали про то, как у героини пытались отобрать «вишневый сад». На человека все время давят, лишают его свободы, и взрыв неизбежен. Вот дочь и идет в аптеку за лекарством, чтобы укокошить мамашу. Но выйдет все страшнее. Зло нам предлагают искать в пожилой матери. Она – такой же монстр, как и отец Ивана Охлобыстина. Начинающий режиссер невольно копирует «Елену» и «Нелюбовь» Звягинцева, хотя сам не замечает этого, отвергает любые параллели. Правда, ему приятно осознавать, что Звягинцева сравнивают с Тарковским, а его со Звягинцевым. Звучит, как комплимент.

Интересно, что «зло» матери изначально должен был показать в своей картине «Ван Гоги» давно живущей в США Сергей Ливнев, не снимавший кино 25 лет. Но по ходу дела ответственность за издержки собственного сына взял на себя отец в исполнении польского актера Даниэля Ольбрыхского. Под него сценарий был переписан. Отец и сын, живущие в разных странах, пытаются разобраться с общим прошлым. Один – музыкант (Ольбрыхский), другой – художник (Алексей Серебряков). У последнего — иголка в голове, которую якобы воткнула ему мать, чтобы избавится от нежеланного ребенка. Сергей Ливнев предупредил: «Автобиографичности искать не нужно. Но чувства мои. Вначале сценарий был про сына и мать. Мы искали исполнительницу главной роли среди крупных русскоговорящих актрис в разных странах — и нашли. Но она только на словах была готова к такой роли. Когда за дело взялся гример, женское возобладало над актерским. Я подумал, что активных мужиков в этом актерском поколении гораздо больше, и стал звонить Ольбрыхскому. Сразу его предупредил, что сценарий написан для женщины, но если он ему понравится, то перепишу за два дня. Ольбрыхский согласился, и я за четыре дня все переписал». На вопрос «МК», почему Ольбрыхский согласился сниматься после заявлений, что больше не будет участвовать в российских картинах, Сергей Ливнев ответил: «Он действительно не хочет приезжать в Россию и сниматься. Первое, что спросил: «Где будут съемки». Узнав, что в Латвии, согласился».

Молодого Ольбрыхского сыграл Евгений Ткачук по наводке Алексея Серебрякова. Ему и выпала порция нежности, которой он одарил своего маленького сына. Дальше взаимоотношения ребенка и отца пошли по другому пути.

Алексей Серебряков вспоминает: «Ольбрыхский — удивительный артист, снявшийся в 13 картинах у Анджея Вайды. Я испытывал трепет, когда мы познакомились и начали работать. Но он тот еще подарок: хватает за мягкое место гримерш, поет Высоцкого. Чрезвычайно активный человек. Ольбрыхский в отличной форме. Счастье, что я с ним встретился на площадке. Он снимался на чужом языке, на котором говорит плохо, раздражался по поводу количества дублей. Он падает в роль, как в лужу, встает и играет. Это история двух львов. Просто один из них реализовался, а другой нет, и к 52 годам пришел к растерянности, к тому, что жизнь надо заканчивать. Картина нежная, трогательная. Она не в тренде сегодняшнего дня, никто у нас не сосет чужой хвост».

Тема отцов и детей стала основной и в дебюте «Двое» Тимофея Жалнина. Она тоже об авторитарном отце, демонизированном настолько, что впору вспомнить древнегреческую трагедию. Режиссер намеренно сделал отца молодой героини таким жестким человеком, фактически уничтожающим ее жизнь. Он говорит, что лично наблюдали таких людей, победивших в 1990-е, оставивших за бортом более слабых представителей своего поколения. В жизни они еще жестче. Более опытный в силу возраста продюсер Александр Котелевский считает, что в наше время отцам приходится проявлять твердость характера, а разрыв поколений велик как никогда. Все происходит в Западных Саянах, на реке Ус, где когда-то снимали «Неотправленного письма» Калатозов и Урусевский. Экспедиция была тяжелой. Тимофей Жалнин, считавшийся красой и гордостью Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, наконец-то снял живое кино со свежим дыханием, какого нам катастрофически не хватает.

Еще одного папашу сыграл Сергей Гармаш в картине «Два билета домой» Дмитрия Месхиева. «Я хотел сделать фильм о милосердии, о стремлении каждого иметь близкого человека» — говорит режиссер. — Убить родителя – не тренд сегодняшнего дня. Это совпадение». Он сподвиг Гармаша написать сценарий, услышав от него одну историю, которая и стала основой картины. Но Гармаш писал не на себя, не ради того, чтобы сыграть. Герой должен был быть моложе. Однако Месхиев настоял, и Сергей Гармаш сыграл убийцу жены, отмотавшего 15 лет в тюрьме. Встреча с дочерью будет страшной и, как в самом немыслимом сериале.

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Источник: mk.ru

Похожие записи