«Звездные войны». Конец эпохи ★★★★☆

«Звездные войны». Конец эпохи ★★★★☆

Правообладатель иллюстрации
Disney / Lucasfilm

Прощайте, принцесса Лея, Люк Скайуокер и Дарт Вейдер. На 43-м году повествования главная киносага ХХ столетия завершена. «Звездные войны» закончились без помпы, но почтительно и красиво. Браво.

Девятый эпизод «Скайуокер. Восход» не стал вторым пришествием, но Disney сумел досказать рожденный Джорджем Лукасом миф о джедаях и ситхах, не разбив сердца посвященных.

Под занавес эпоса о добре и зле режиссер Джей Джей Абрамс переманил продюсеров Микки-Мауса на светлую сторону Силы и сыграл полные аллюзий и ностальгии поминки по «Звездным войнам» под волшебную музыку Джона Уильямса.

Джей Джей плюнул на все нововведения и сделал из нового материала хорошо забытое старое кино, в котором свет побеждает тьму, а герои и люди живут и умирают ради идей, а не правителей. Он снял фантастически современный финал старого мифа о том, что добро и зло неразрывно связаны, порождены друг другом в буквальном смысле этого слова, а выбор между светом и тенью каждый делает сам.

Тем, кто никогда не смотрел «Звездные войны», не стоит начинать с этого фильма. Фанатам же — срочно бежать.

В конце концов пора уже получить компенсацию за страдания, причиненные восьмой серией и спин-оффами, и признать, что миф досказан, наши победили, пора двигаться дальше.

Молодым здесь не место

Права на иллюстрацию Star Wars
Star Wars

Права на иллюстрацию Star Wars
Star Wars

Лукас всегда снимал «Звездные войны» для детей. Как это ни парадоксально, самая детская студия Голливуда Disney превратила их в фильм для взрослых.

Целевая аудитория девятого эпизода — закаленные фанаты. Тем, кто ребенком ходил на премьеры первых серий, уже за полтинник. Перед ними и извиняется Абрамс в финале саги о Скайуокерах.

Автор блестящей реинкарнации «Звёздного пути» (Star Trek) вернул посвященным то, что попытался было разобрать в восьмой серии Райан Джонсон, режиссер «Петли времени» (Looper).

Прежде всего Джей Джей вывел на первый план главных героев, а вспомогательным отвел их вспомогательную роль. Он возродил прямолинейную стремительность повествования и утилитарные диалоги, убрал болтовню и сюжетные отступления. Он вернул юмор и беспроигрышно поручил его тем, кто шутил и веселил публику в фильмах Лукаса: дроидам и своенравному небритому пилоту в кожаной куртке.

Джей Джей последовал совету Йоды: «Do or do not. There is no try» («Делай или не делай. Не надо пробовать.») Он дал «Звездным войнам» блеснуть на прощанье былым величием и не позволил им впасть в самозабвенный старческий маразм.

Он понял, что ничего нового в определенных Disney рамках уже не придумать. Пора закругляться, и лучшая эпитафия — мощный и красивый фильм, напичканный аллюзиями и прямыми цитатами из предыдущих эпизодов.

«Не нравится мне все это…» («I have a bad feeling about this»). Люк, Лея, Соло, Оби-Ван и Энакин — все главные герои в свое время произносили эту фразу. Чаще мы слышали только «Да пребудет с тобой Сила» («May the Force be with you»). В девятой серии эти слова звучат снова, равно как и прежние описания возможностей темной стороны силы, «некоторые из которых слывут сверхъестественными» («some consider to be unnatural»).

Правообладатель иллюстрации
Disney / Lucasfilm

Image caption

Новые миры в девятом эпизоде созданы с любовью, масштабно и в русле традиции

Джей Джей снял фантастический боевик с элементами дистопии в декорациях былого великолепия. Главная битва буквально поставлена на обломках «Звезды смерти» в бушующем океане какой-то вязкой жидкости.

Кода межпланетной саги пропитана декадансом: в кадре появляется кресло императора, с которого он безуспешно переманивал Люка на темную сторону, а из пучины морской поднимается космический истребитель X-wing, на котором Скайуокер уничтожил эту самую «Звезду смерти».

Как и положено эпосу, первую скрипку вновь играют герои, а не люди. До богов дело не дошло: Лукас собирался было посвятить им третью трилогию, однако после второй продал франшизу Disney за 4 млрд долларов, и новые владельцы решили не выходить на зыбучие пески трансцендентного.

Отступление смертных в тень героев пошло им на пользу. Джей Джей лишил их суетливости и экранного времени. Финн превратился из неуверенного болтливого труса в собранного отважного повстанца, а По стал отдаленно напоминать кандидата в преемники Соло.

В итоге девятый эпизод «Звездных войн» сделал маленький финальный шажок к развязке саги, совершив при этом гигантский скачок по сравнению с предпоследней серией.

Он примирит с действительностью тех, кто расстроился, посмотрев «Последних джедаев». Тем же, кто ожидает финальной битвы добра со злом масштаба шестой серии, стоит умерить аппетит.

Последние «Звездные войны» делал не Лукас, а Disney. Это важно. Создатель саги играл ва-банк. Новый владелец отбивает вложения.

Когда Джордж Лукас снимал оптимистичный эпос — побеждал герой, когда ставил трагедию — погибал хор. Люди прощали ему и деревянные диалоги, и срезанные углы, и бюджетные компромиссы. Они верили и жили мифом, не придираясь к рассказчику.

Лукасу всегда было плевать на нытье фанатов. На их недовольство новыми сериями и персонажами. Он снимал для детей, всегда рассказывал свежую историю и привлекал тем самым новые поколения поклонников. Этим и объяснялась живучесть саги.

Дисней таких вольностей себе позволить не мог и в итоге просто выжал из незавершенной истории Скайуокера все возможное, не привнося ничего особо нового. Как в компьютерной игре, когда все уровни до последнего давно пройдены, а монстры перебиты — можно еще раз сыграть на скорость или на счет, но удовольствие уже не то.

И поскольку хардкор-поклонникам угодить невозможно, а новую аудиторию ностальгической реконструкцией не завоевать, вся трилогия была обречена на провал. Если оценивать ее с этой точки зрения, то девятая серия, равно как и седьмая — триумф, достойный всех пяти звезд. Но с продолжением культовых фильмов так не бывает, поэтому — ★★★★☆.

А чтобы понять причины этого провала, нужно вспомнить, о чем этот фильм, почему он появился и что имелось в виду.

Секрет бессмертия

Лукас задумал историю про то, как мирная галактика может оказаться под пятой фашиствующего маньяка, несмотря на защитников-супергероев, демократию и прочую цивилизацию. И причина всегда одна: главная человеческая слабость — страх.

Правообладатель иллюстрации
Disney / Lucasfilm

Image caption

Кэрри Фишер возвращается, чтобы уйти навсегда

«Страх — проводник на темную сторону. Страх ведет к злобе. Злоба — к ненависти. Ненависть — к страданию», — говорил Йода.

Лукас показал целому поколению как перестать бояться и полюбить борьбу на светлой стороне Силы. Он придумал мир полный метаморфоз, но без полутонов. Черное и белое; цветущий карнавал республики против мрака скованной страхом империи.

В «Звездных войнах» герои, выбирающие светлую сторону, с легкостью выносят самые страшные испытания. Те же, кто пошел на сделку с повелителем тьмы, страдают с утра до вечера, несмотря на все свое могущество.

Идея родилась у Лукаса в трудное для Америки и всего западного мира время.

Середина 1970-х была тяжелым похмельем после позорной войны во Вьетнаме и Уотергейта. Впервые за послевоенные годы люди не богатели, а беднели: Запад сотрясал масштабный экономический кризис. Одна радость — человечество постепенно осваивало космос и даже высадилось на Луну.

В остальном все было плохо. Помечтать, отвлечься и наполниться оптимизмом нельзя было даже в кино.

Эпоха вестернов и грандиозных исторических лент закончилась. А эра блокбастеров и музыкальных фильмов еще не началась. Голливуд заигрывал с европейским кино и осваивал спецэффекты, а массовому зрителю скармливали полицейские детективы и научную фантастику — фильмы о том, как беззащитен и бессилен человек, как тяжело и страшно жить и на Земле, и в космосе.

Именно тогда выросло новое поколение американских режиссеров, определившее развитие кинематографа на ближайшие полвека: Стивен Спилберг, Брайан де Пальма, Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас. Через десятилетие из этой дружной группы самым коммерчески успешным режиссером оказался Лукас. Сыграла именно его ставка — на миф, мечту и приключение в новой космической реальности.

Лукас осознанно отказался от научной фантастики в пользу сказки. Он хотел увлечь зрителя историей героев, а не логистикой их подвига, а заодно представить освоение космоса как захватывающее приключение бодрых мечтателей, а не изнурительную борьбу суровых ученых с одиночеством, радиацией и микробами.

Лукас говорил, что решил «уйти от непреложных фактов «Космической одиссеи 2001 года» Стенли Кубрика и обратиться к романтике» освоения других миров.

Он собирался отбить научную фантастику у физиков и отдать ее лирикам. Возродить миф в новом интерьере межпланетного корабля, но вместо скафандров и еды в тюбиках раздать героям световые мечи и отменить для них большинство законов физики, лингвистики и гигиены. Чтобы детали не отвлекали от сюжета и главной идеи мифа.

Вот как он объяснял эту идею в 1977 году в интервью Rolling Stone:

«На теоретически-философском уровне конечная цель наших исканий, самая захватывающая цель — найти причину всего. Зачем мы в этом мире, насколько он велик, где границы, как все устроено, в чем система, что такое Бог? В наше время это называется научной фантастикой. Раньше называлось религией, мифом, как угодно», — говорил Лукас.

«Но мне кажется, что научная фантастика противится этому образу, пытается быть излишне серьезной и педантичной. От этого я и хотел уйти, снимая «Звездные войны».

Поэтому он поместил действие не в настоящее или будущее, а в прошлое. Как и подобает мифу. «Давным-давно в одной далекой галактике…» — так начинаются все серии.

Упор на историю, идею и героев превратил «Звездные войны» в главный эпос XX века. Дарт Вейдер стабильно возглавляет рейтинги киношных злодеев. Хан Соло превратил Харрисона Форда в нового Джона Уэйна. А в Великобритании, на родине актеров, сыгравших Оби-Вана и Квай-Гона, их последователи обошли числом иудеев и сикхов. В переписи населения на заре тысячелетия 400 тысяч британцев в графе «религия» отметили: «джедай».

Лукас добился того, о чем говорил в 1977 году: он создал новый миф, новую религию. Именно этим объяснялся феноменальный успех «Звездных войн».

А не спецэффектами: пусть они оказались революционными для своего времени, но Лукас был далеко не пионером. И не жанром: космические приключения и далекие планеты еще до него стали популярной темой в Голливуде.

Media playback is unsupported on your device

Как создавались спецэффекты в новых «Звездных войнах»

Лукас говорил, что на создание эпоса Скайуокеров его подвиг страх. Страх того, что в Америке вырастет целое поколение детей, лишенных приключенческого мифа. У предыдущего поколения были вестерны, еще раньше — книги вроде «Острова сокровищ».

А на рубеже 1970-х на этом месте образовалась черная дыра. Лукас, увлекавшийся социологией и антропологией, опасался, что мифологический вакуум обернется «деструктивным элементом для нашей культуры», и поспешил его заполнить.

И это еще одна причина, почему история Скайуокеров заканчивается. В современной мифологии достаточно приключенческих эпосов, созданных в основном стараниями другой диснеевской студии — Marvel.

В руки ее продюсеру Кевину Файги Disney теперь отдаст и «Звездные войны».

Файги сделал карьеру на супергероях. Людях, обладающих невероятной силой — вроде Человека-паука и Чудо-женщины.

Эпос Лукаса — о силе совсем другого свойства: сверхъестественной, всепроникающей и животворящей. О которой Дарт Вейдер говорил: «Способность уничтожить целую планету — ничто по сравнению с мощью Силы».

Судя по тому, что Disney выбросил в корзину купленные у Лукаса наброски последней трилогии, а по ее завершении отдал франшизу на откуп продюсеру «Мстителей», сага в том виде, в котором мы ее знали, завершена.

Фанаты отмучались и легко отделались: несмотря на провальный эксперимент Райана Джонсона с восьмой серией и два безыдейных спин-оффа, почтительно-ностальгические VII и IX эпизоды Джей Джей Абрамса спасли прощальную трилогию от провала и обеспечили добротную панихиду главной киносказке прошлого столетия.

Источник: bbc.com

Похожие записи