Правообладатель иллюстрации
PA Images/TASS
Федерация автовладельцев России (ФАР) заявила о недоливе в среднем 5% топлива на российских заправках. Независимый топливный союз признал, что проблема существует, но обвинил общественную организацию в клевете и намекнул на подачу иска в суд. Русская служба Би-би-си взвешивает аргументы, которые привели обе стороны.
Как проверяли
Все началось в понедельник. ФАР заявила о том, что провела мониторинг 34 автозаправок в 13 регионах России. И выяснила, что бензин недоливают в среднем на 76% заправок. За недолив принималось расхождение более 1% между оплаченным и фактически полученным топливом.
Проверка проводилась через контрольную закупку «тайным покупателем» со специальным автомобилем, у которого топливо при заправке поступает не в бензобак, а в емкость для взвешивания.
- «Буду главным оппозиционером»: как электорат Путина протестует против цен на бензин
- Рейтинг Путина резко упал из-за пенсионной реформы и роста цен на бензин
- Почему бензин в России никогда не подешевеет?
«Потом мы эту канистру повторно взвешиваем на проверенных весах, с помощью ареометра мерим плотность, температурный режим. Потом в специальной таблице все это вычисляется», — рассказывал глава ФАР Сергей Канаев РБК.
Организация утверждает, что на заправках вертикально-интегрированных нефтяных компаний топливо не долили в 20% случаев, в федеральных и крупных региональных сетях — в 81% случаев. А мелкосетевые и частные АЗС — во всех случаях.
ФАР не раскрыла, какие именно заправки попали под проверку. РБК пишет, что среди заправок вертикально-интегрированных нефтяных компаний в исследование вошли «Газпром», «Газпром нефть», «Роснефть», «Татнефть» и ЛУКОЙЛ.
Что ответили представители АЗС
Через два дня ассоциации ответил Независимый топливный союз (НТЗ). Проблема недолива есть, но она «не такая распространенная, как пытаются показать представители ФАР», — заявил президент НТС Павел Баженов.
«Мы попросили юристов оценить выводы ФАР с точки зрения подачи иска в суд по статье 128.1 Уголовного кодекса РФ «Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации», — цитируются в заявлении союза слова Баженова.
Русская служба Би-би-си сравнила, какими аргументами и контраргументами обменялись Федерация автовладельцев и Независимый топливный союз.
Федерация автовладельцев России | Независимый топливный союз |
Метод «тайного покупателя» позволяет определить фактическое количество топлива, отпущенного в бак автомобиля. Метод также позволяет проверить качество топлива. | Методика заключается в том, что бензин наливают сначала в пластмассовую канистру в багажнике, а затем вручную переливают в мерное устройство. Методика «явно несовершенная», и могут быть «значительные ошибки» измерения из-за испарения бензина, а также возможных утечек во время налива и перелива. Естественные потери при текущей летней погоде могут составить 10%. |
Выборочно проводился отбор топлива для проверки качества в лабораторных условиях. | У Росстандарта есть утвержденная методика проверки, любые измерения надо проводить с профильными специалистами в соответствии с этими требованиями, а не «дилетантами по «доморощенной» методологии». |
Исследование о недоливе АИ-92 и АИ-95 провели на 34 заправках в 13 российских регионах. Проверили пять вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). 21 федеральную и региональную сеть и восемь мелкосетевых и частных АЗС. | Делать выводы обо всей совокупности — 25 тысяч заправок в 85 регионах страны — на основании этих данных «по меньшей мере непрофессионально». Не соблюдены пропорции между долями АЗС, принадлежащих ВИНК, независимыми АЗС и региональными сетями. Есть сомнения, что выборка была случайной. Если даже и была, ошибка выборки исследования составляет 16,8%. |
Недолив среди мелкосетевых и частных АЗС составил 100%. | Этот вывод «является грубой манипуляцией». «Нельзя результаты по восьми АЗС распространять на 11 тысяч заправок (по оценкам Союза, именно такое количество АЗС принадлежат малым сетям)». |
Недолив топлива — не только обман потребителя, но и элемент недобросовестной конкуренции. Используя недолив, недобросовестные участники рынка фактически продают топливо по более высокой рыночной цене. Топливо, к тому же, не соответствует требованиям технического регламента ТС. | «Данная проблема существует. Используются различные методы повышения рентабельности бизнеса. Ведь многие прекрасно знают, что на рынке, несмотря на низкие цены, вас могут обвесить. Мы не скрываем проблему». |
Что говорят остальные?
«Методы работы ФАР у нас не вызывают особого доверия», — заявил также вице-президент Российского топливного союза Григорий Сергиенко, признав, что недолив на заправках возможен.
- В 2015 году Генпрокуратура совместно с Росстандартом провела проверку АЗС по всей стране, по итогам которой выяснилось, что недолив в среднем составил около 300 мл на 10 л топлива.
«Проверки качества и количества топлива, которое заливают в бак на АЗС, — прерогатива госорганов», — приводит его слова РБК.
Уже в четверг тему начали комментировать законодатели. Глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов пообещал журналистам рассмотреть вопрос повышения ответственности за недолив топлива.
А первый замглавы комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Майоров в интервью телеканалу RT предложил при «систематическом обмане потребителя» привлекать владельцев АЗС к уголовной ответственности.
«Мы пока основываемся на выводах общественности, но я думаю, что, скорее всего, это соответствует действительности. Это крайне неприятная ситуация», — приводит РБК слова сенатора об исследовании ФАР.
Источник: bbc.com