Су-57, Су-35 и Rafale выигрывают битву за турецкое небо у F-35

Су-57, Су-35 и Rafale выигрывают битву за турецкое небо у F-35

Государственное турецкое информационное агентство Anadolu опубликовало материал, в котором сравниваются два истребителя пятого поколения — российский Су-57 и американский F-35. Данное событие следует признать скорее политическим актом, чем реальной оценкой технического уровня этих двух самолетов.

Все просто и вполне прозрачно. Вашингтон усиленно выкручивает руки своему компаньону по НАТО, добиваясь от Анкары отказа от приобретения ЗРС С-400. В качестве возможных кар, которые США обещает Турции, говорится и о введении санкций, и об отказе военно-технического покровительства. В частности, Трамп пугает Эрдогана тем, что Штаты не станут продавать «вероломному государству» самолеты F-35.

Ответы Эрдогана не менее энергичны. Санкций он не боится. И подумывает о том, чтобы заказать у концерна «Алмаз-Антей» дополнительные дивизионы С-400. Разумеется, и американский самолет — это не столь и необходимая для ВВС Турции машина. В мире найдутся и получше.

Тем не менее, несмотря на политический пафос, в этом заявлении очень много здравого. Потому что массированная американская реклама F-35 и реальный самолет F-35 значительно отличаются друг от друга. Понятно, в какую сторону.

Читайте также

Бородатые партизаны «завалили» легенду Америки — бомбардировщик В-52
«Стратосферная крепость» рухнула в горах Афганистана

В сравнении, которое опубликовало турецкое информагентство, нет главного отличия. F-35 — это истребитель-бомбардировщик с несколько расширенной функциональностью. Су-57 — многоцелевой самолет, который в равной степени успешно справляется с задачами и завоевания господства в воздухе, и нанесения ударов по наземным целям. Причем, некоторые эксперты предполагают, что он может играть роль не только тактического, бомбардировщика, но и стратегического. Это возможно благодаря очень значительной дальности и его полета, и крылатой ракеты Х-102 с ядерной боевой частью.

Начнем с сильных сторон F-35, которыми он, естественно, обладает. Горячие головы утверждают на форумах, что разработчикам РЛС AN/APG-81 для этого самолета надо дать Нобелевскую премию. Несомненно, использование в работе станции с АФАР режима LPI (с низкой вероятностью обнаружения) — это серьезный шаг вперед в развитии радиолокации. Он представляет собой излучение антенной импульсов малой мощности в широком диапазоне частот. В связи с чем облучаемый объект (в данном случае самолет противника) «не понимает», что находится в поле зрения РЛС. Отраженные от объекта «хаотичные» радиоволны подвергаются цифровой обработке, результат на выходе этой обработки примерно такой же, как если бы радар работал в обычном высокопотенциальном режиме.

Относительно Нобеля необходимо сказать, что он присваивается научным достижениям. Здесь же имеет место инженерное изобретение. Хоть оно, конечно, полностью соответствует тому «топору», из которого и была «сварена» данная премия. А именно — динамиту.

Однако точно такая же сильная сторона имеется и у РЛС Су-57 — Н036 «Белка». Пожалуй, даже и посильнее. В этой станции совмещены достоинства РЛС Н035 «Ирбис» и станций американских истребителей пятого поколения. То есть она имеет несколько режимов работы, в том числе и LPI. (Разумеется, режим LPI не скопирован с «украденного» образца, а воспроизведено устройство, принцип работы которого известен). Это основная станция, фронтальная, с высокой степенью эффективности работающая как с воздушными, так и с наземными объектами. Но есть и еще 4. Две бокового обзора. И две, расположенные на передней кромке крыла. Это революционное решение, поскольку эта пара работает в дециметровом диапазоне волн, для которого использование в самолетах противника стелс-технологий малосущественно. То есть «невидимка» F-35 становится прекрасно видимой на очень значительных расстояниях целью. И это также достигается за счет сложной цифровой обработки отраженных волн.

Что еще можно добавить? Маневренность F-35 самая плохая из всех американских послевоенных истребителей. По скорости проигрыш Су-57 вчистую: максимальная скорость — 1,6 М против 2,5 М, максимальная бесфорсажная — 1,1 М против 2 М. По полезной нагрузке — 8160 кг против 10000 кг. Продолжительность полета в 2 раза меньше. Потолок ниже на 2000 м. Максимальная эксплуатационная перегрузка — 9 g против 11 g. Тяговооруженность — 0,8 против 1,36.

Но все это, как утверждает компания-производитель «Локхид-Мартин», при современной концепции использования фронтовой авиации не имеет существенного значение. Главное, пытаются нам внушить, — малозаметность, машинный интеллект и совершенство системы датчиков. Однако малозаметность в связи с последними достижениями в области радиолокации стремительно обесценивается. Для современных российских ЗРС она не имеет большого значения. Собственно, как было сказано выше, и Су-57 успешно справляется с этой проблемой.

Что же касается «интеллекта», то это палка о двух концах. Компания «Локхид-Мартин» уже года три, производя F-35 и бойко распродавая их странам-участницам НАТО, по сути, гонит брак. Громадный коллектив алгоритмистов и программистов уже несколько лет неустанно исправляет огрехи в программах самолета. Но их, как ни странно, меньше не становится. В этом смысле характерно недавнее крушение японского F-35, случившееся при нормальной работе всех механических систем. То есть получился самолет с непредсказуемым поведением.

Необходимо сказать, что у Турции есть и другие варианты замены F-35 на равноценный, а то и на более совершенный самолет. Так, французский многоцелевой истребитель поколения 4+ «Рафаль» дважды в этом десятилетии встречался в учебных поединках с F-22. И дважды одерживал svpressa.ru/war21/article/230206/ победы в ближнем бою. А летные качества F-22 существенно выше, чем у F-35. И с малозаметностью все в порядке.

Однако прежде чем выбирать замену F-35, турецкое военное ведомство должно решить сущностный вопрос: будут ли турецкие пилоты сражаться в небе с американскими? По-видимому, до этого дело не дойдет. Поэтому Анкаре нужен не «самый лучший истребитель», а тот, который способен решать реальные, а не абстрактные задачи. А посему им нужен самолет, который способен справиться с F-16. Его американцы распродают практически кому угодно, в том числе и потенциальным противникам Турции. К тому же F-16 по лицензии выпускается в целом ряде стран. Турецкая покупка должна при этом на равных конкурировать с тяжелым истребителем-бомбардировщиком F-15. Он не так распространен в мире. Но помимо США и их ближайших сателлитов, с которыми Турция воевать не будет, эта машина имеется у Саудовской Аравии, Кореи, Сингапура. Так что, возможно, круг эксплуатантов, расширится.

Так вот, «Рафаль», для турецких ВВС вполне подходит. И в тактико-техническом плане, и в экономическом. Ведь он существенно дешевле, чем F-35. Кстати, Су-57 тоже дешевле. Подходит туркам и евроистребитель «Тайфун».

Обе эти машины обладают рядом признаков самолетов пятого поколения. Есть РЛС с АФАР. У них частично снижена заметность. У «Тайфуна» есть управляемый вектор тяги двигателей, что обеспечивает высокую маневренность.

Максимальная скорость у «Рафаля» невелика — 1,8 М. Это как и у F-35. Но «Тайфун» вполне быстроходный самолет, развивающий скорость 2,3 М, что не намного меньше, чем 2,5 М, такова максимальная скорость F-15. Тяговооруженность практически такая же, как и у обоих «американцев». Но скороподъемность заметно выше — 305 м/с («Рафаль»), 315 м/с («Тайфун»), 250 м/с (F-15 и F-16).

У истребителя-бомбардировщика F-15, разумеется, самая большая боевая нагрузка — 11000 кг. У «Тайфуна» и F-16 — по 7500 кг, у «Рафаля» — 9500 кг. При этом следует особо отметить, что и «француз», и евроистребитель в равной степени хорошо работают и с воздушными целями. «Американцы» более однобоки, их лучше всего эксплуатировать в комплекте для решения этих двух задач.

Читайте также

Су-35 против F-22: Русскому пилоту надо продержаться две минуты
Американский «Хищник» уступил в воздушном бою Rafale, какие шансы у него в схватке с «сушкой»

Еще Анкаре можно было бы посоветовать шведский легкий многоцелевой истребитель Saab JAS 39 Gripen. Он знаменит тем, что чуть было не выиграл эпохальный индийский тендер на обновление парка ВВС. Популярен в странах бывшего Варшавского договора — его закупают Венгрия, Болгария, Чехия. Впрочем, интересует этот самолет и ЮАР, и Таиланд. У него очень хорошее соотношение цена/качество. Довольно высокие для класса легких истребителей (масса пустого — 6800 кг) летные характеристики. Современная авионика. Вот только полезная нагрузка совсем несерьезная — 5300 кг.

Можно вспомнить и еще два российских самолета. Например, Су-35, относящийся к поколению 4++. Мы неоднократно писали, что он не уступает по возможностям ни F-22, ни F-35, а в чем-то и превосходит их. Есть и МиГ-35 — это более легкая машина, но насыщенная столь же современной и эффективной авионикой, что и Су-35. Правда, этот самолет пока еще не вышел на этап серийного производства. А турки ждать не намерены.

В заключение необходимо сказать еще и о ракетном вооружении фронтовых самолетов, которое в значительной мере определяет качество истребителей и бомбардировщиков. Если по части ракет «воздух-воздух» наблюдается конкуренция между российскими и американскими производителями, то в сегменте «воздух-поверхность» лидерство принадлежит России.

Военные новости: Бородатые партизаны «завалили» легенду Америки — бомбардировщик В-52

Военные технологии: Первую подводную лодку с «Посейдонами» на борту спустят на воду через несколько дней

Источник: svpressa.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *