«Спрут-СДМ1»: Россия создала танк, за которым скоро выстроится очередь — Свободная Пресса

«Спрут-СДМ1»: Россия создала танк, за которым скоро выстроится очередь — Свободная Пресса

Американский журнал The National Interest обращает внимание на легкий российский танк «Спрут-СДМ1», который, по мнению автора публикации, незаслуженно пребывает в информационной тени на фоне основных боевых танков мира — российских Т-14 «Армата» и Т-90, американского «Абрамса», немецкого «Леопарда-2», французского «Леклерка», израильской «Меркавы», южнокорейской «Черной пантеры».

А между тем по одной из главнейших танковых характеристик — по огневой мощи — он не отличается от вышеперечисленных монстров. «Спрут» обладает гладкоствольной пушкой калибра 125 мм. И пользуется теми же самыми боеприпасами, что и Т-90, осколочно-фугасными, бронебойными подкалиберными, активно-реактивными и тандемными кумулятивными. Помимо этого ствол используется для запуска управляемых противотанковых ракет, что доступно далеко не всем из вышеперечисленных танков.

Задача оснастить гусеничную машину, которая весит всего лишь 18 тонн, орудием с большой отдачей, используемым в основных боевых танках, оказалась крайне сложной. И удалось ее решить только в России.

От установки на ствол дульного тормоза пришлось отказаться. Во-первых, при стрельбе противотанковыми управляемыми ракетами выброс из него раскаленных пороховых газов мог привести к потере управления ракетой по лазерному лучу. Во-вторых, возникающая при использовании тормоза дульная волна, направленная в стороны и назад, опасна для десанта, расположившегося на броне.

Читайте также

Путин с Лукашенко украинского «Нептуна» утопили как Герасим несчастную Муму
Сентябрьский прогноз «СП» сбывается: амбициозные ракетные программы Киева рушатся на глазах

Нашли оптимальное двойное решение. Увеличили откат орудия до 760 миллиметров и ввели в конструкцию ходовой части механизм гидропневматической подвески шасси для поглощения импульса отдачи орудия. Получился так называемый двойной откат — орудийного ствола и самого танка после выстрела.

Необходимо сказать, что «Спрут-СДМ1» — это танк широкого профиля, можно сказать универсальный. Он конструировался по заказу Воздушно-десантных войск. Поэтому может десантироваться с военно-транспортных самолетов на парашютной системе, причем, с экипажем. Так сказать — с небес и сразу в бой.

Танк плавающий. Причем с высокой скоростью, равной 9 км/ч. Что достигается за счет использования двух водометных движителей.

А сравнительно недавно обнаружилась еще одно крайне полезное свойство этого танка — он способен с высокой эффективностью действовать в горах. И это довольно уникальное качество, поскольку помимо «Спрута» в мире существуют еще только два горных танка — китайский Тип 15, принятый на вооружение в 2018 году, и турецкий Tulpar, производство которого сейчас разворачивается.

Весной этого года между пограничниками Китая и Индии произошли ожесточенные столкновения, но без использования военной техники, на спорном участке границы в Гималаях. В связи с чем Китай начал наращивать в этом районе вооружение, как авиационное, так и бронетанковое. Ответные действия предприняла и Индия. Но если с самолетами удалось добиться относительного паритета, то горному танку Тип 15 Нью-Дели ответить было нечем.

Тяжелые танки Т-90С, эксплуатирующиеся в индийской армии, не слишком маневренны в условиях гор, на высоте пять тысяч метров среди хребтов и ущелий. И не лучшим образом приспособлены для стрельбы по горным склонам, для чего необходимо иметь большой угол возвышения ствола пушки.

Поэтому Москву экстренно посетила индийская военно-промышленная делегация для ведения переговоров о закупке легких десантных танков «Спрут-СДМ1». Причем индийцев ничуть не смутило, что еще не завершены государственные испытания этого танка, и он пока еще не принят на вооружение российской армии. Все-таки у этой машины прекрасная репутация. В 2005 году на вооружение был принят танк «Спрут-СД», так что машина известная. А СДМ1 — это ее модификация, в которой существенно усилено и осовременено приборное оборудование.

У «Спрута-СДМ1» есть все для того, чтобы успешно воевать в горах. Высокие скоростные качества, прекрасная мобильность и маневренность. Что обеспечено мощным двигателем, эффективной подвеской и предельно низкой массой. Пушка, имеющая большой угол возвышения. Боекомплект из 40 снарядов различных типов. Автомат заряжания пушки. Управляемые крылатые ракеты. Приборное оборудование, которое позволяет вести прицельную стрельбу в любое время суток и при любой погоде, включая густой туман, который нередок в горах. Имеется дистанционно управляемый пулемет, который можно использовать и для борьбы с летательными аппаратами, в частности, с беспилотниками. Экипаж состоит из трех человек.

Вот, правда, бронезащита у «Спрута-СДМ1» не самая сильная, защищающая от пуль и осколков. Что было предопределено тем, что от конструкторов требовали, чтобы танк мог десантироваться воздушным путем, то есть навесить тяжелую броню не представлялось возможным. Однако эта проблема частично решена за счет использования гранат, создающих не только дымовую (визуальную) завесу, но и обеспечивающих радиолокационную и инфракрасную маскировку.

Но при дуэли с другими горными танками, китайским и турецким, «Спрут-СДМ1» имеет преимущество. Хоть те танки и потяжелее, и имеют броню, защищающую от снарядов 20−30 мм калибров. Потому что орудие российского танка имеет большую дальность стрельбы. И к нему необходимо приблизиться на расстояние своего выстрела, а оно меньше, чем у «Спрута». И в китайском танке Тип 15, и в турецком Tulpar калибр орудия существенно меньше — 105 мм.

Читайте также

«Красуха-4» поджарила в Армении турецкие дроны
Эрдоган решился на очередную провокацию против русских и дорого за это заплатил

Если же сравнивать танки по массе, то оба «иностранца» скорее относятся к средним танкам, а не к легким. Тип 15 весит в зависимости от комплектации от 33 до 36 тонн, турецкий и вовсе 40 тонн. Это всего лишь на 6 тонн меньше, чем у Т-90. Так что причисление танка Tulpar к классу легких машин является рекламным ходом — «машина работает на заболоченной местности и не требует для продвижения особо прочных мостов». Вряд ли это соответствует действительности.

Уникальность российского десантного танка распространяется и на вес машины. За послевоенный период, то есть уже 70 лет, был создан только один танк, весивший меньше 20 тонн. Это американский десантный танк М8, созданный в середине 80-х годов. Испытания он прошел, но Пентагон отказался от закупок, поскольку тот обладал низко огневой мощью. Нарезная пушка калибра 105 мм (точно как и у Тип 15 и Tulpar) была способна пробивать подкалиберным снарядом с расстояния в два километра лишь 340 миллиметров брони. Попытки компании Food Machinery and Chemical наладить экспорт танка результатов не принесли.

Китайцы действуют на внешнем рынке гораздо успешнее. Свой легкий танк в отсутствии конкурентов они уже начали активно продавать. В прошлом году в Бангладеш поставили 44 танка. Минувшим летом стало известно, что подписан еще один контракт, согласно которому количество танков Тип 15 будет доведено в бронетанковых войсках этой страны до 150 единиц.

Так что Рособоронэкспорту через пару лет, когда, будем надеяться, будет развернуто серийное производство «Спрута-СДМ1», придется активно потолкаться локтями в этом сегменте бронетанкового рынка. И не только с китайцами, но и с турками.

Военное обозрение

В США оценили боевые качества советского истребителя МиГ-29

МИД РФ опроверг гибель российских пограничников в Армении

Трамп призвал молиться, чтобы США никогда не использовали свое новое оружие

Британских военных ошеломило количество российских подлодок в Атлантике

Все материалы по теме (2847)

Источник: svpressa.ru

Похожие записи