Сергей Афанасьев: ГЧП помогает объединить интересы бизнеса и государства — Статьи — Экономика — Свободная Пресса

Сергей Афанасьев: ГЧП помогает объединить интересы бизнеса и государства — Статьи — Экономика — Свободная Пресса

Российскую экономику нередко упрекают в недостаточно активной частной инициативе. Но, как ни парадоксально, поспособствовать ее развитию может государство с помощью такого относительно нового для нас инструмента, как государственно-частное партнерство (ГЧП). Федеральный закон о ГЧП № 224-ФЗ вступил в силу в 2016 году, до этого партнерство межу государством и бизнесом строилось на основании закона № 115-ФЗ о концессиях.

Одним из пионеров развития государственно-частного партнерства среди российских регионов стал Ханты-Мансийский автономный округ. Уже в этом году в Сургуте должны открыть крупный перинатальный центр, который был построен на принципе ГЧП по соглашению, заключенному в 2014 году.

В 2018—2019 годах Югра признавалась одним из лидеров по развитию этого вида партнерства в стране. С помощью этого инструмента было создано более тысячи рабочих мест, привлечено инвестиций почти на 20 миллиардов рублей, заключено соглашений на инвестпроекты емкостью более 237 млрд руб.

Одним из локомотивов ГЧП в регионе стал Фонд развития Югры. Эта некоммерческая организация, в уставе которой прописано, что содействие в формировании нормативной правовой базы в сфере государственно-частного партнерства, а также разработка, структурирование, организация финансирования, сопровождение реализации инфраструктурных проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства является ее основной задачей наряду с поддержкой и привлечением инвестиций, а также поддержкой промышленности, сельхозкооперации и туризма.

С 28 сентября по 1 октября в столице проходила «Неделя ГЧП в Москве», на которой присутствовал и делегация из ХМАО. «Свободной прессе» удалось пообщаться с директором Фонда развития Югры Сергеем Афанасьевым, который рассказал, чем ГЧП отличается от привычного госзаказа, как отбираются проекты для реализации и какие перспективы возникают при использовании этого механизма.

Подписывайтесь на YouTube-канал «Свободной Прессы». Мнения, аналитика, репортажи!

Прямая ссылка передачи на YouTube. Смотрите все передачи СП-ТВ

— Взаимодействие государства и бизнеса в рамках ГЧП определяется двумя законами — 115-м и 224-м Федеральным законом. Но в Югре мы также определили 11 проектных режимов 59-м окружным законом, которыми активно пользуемся. Если говорить в общих чертах, концессия и ГЧП позволяет разделить риски между частной и публичной стороной. Строительные риски, риски привлечения финансирования и проектирования объекта находятся на частной стороне. Более того, государственно-частное партнерство позволяет совместить в себе проектирование, строительство и эксплуатацию объектов, которые необходимы государству.

«СП»: — На протяжении последних лет Югра стабильно входит в топ регионов-лидеров по уровню развития государственно-частного партнёрства. За счёт чего это направление так развивается в этом регионе?

— Этому способствуют два фактора. Первый и самый главный — это люди и компетенции, которые у нас есть, выращенные за восемь лет деятельности фонда. Это компетенции департамента экономического развития, департамента промышленности и в целом отраслевых органов власти.

И второе — это, конечно, желание самих органов власти реализовывать проекты в максимально ускоренном формате. Если говорить о 44-м законе, это всегда разделение проектирования, строительства и эксплуатации. Здесь же, совместив это вместе, даже в отсутствие бюджетных средств в конкретный промежуток времени, мы можем предоставить рассрочку, компенсировать денежные средства за счет внебюджетных инвестиций, и построить объект в срок. Это очень важно.

«СП»: — Как ваш фонд подбирает проекты для реализации в рамках ГЧП?

— Здесь есть два аспекта. Первый — это публичная инициатива, когда объект нужен государству, и оно пытается найти инвестора. И второй — это частные проекты. Вот под эту историю у нас разработано специальное программное обеспечение, которое называется «Инвестиционный бюджет». В его рамках мы отбираем лучшие проекты, которые отвечают требованиям с точки зрения государственных программ, бюджетной и социальной эффективности. Это позволяет создать «скамейку запасных», сформировать наилучшие компетенции в той или иной отрасли. Мы стремимся выбрать самых лучших инвесторов, а бюджетные инвестиции вкладываем непосредственно в самые эффективные проекты.

На фото: Сургутский центр охраны материнства и детства (Фото: предоставлено Фондом развития Югры)

«СП»: — Сколько проектов государственно-частного партнерства удалось реализовать за последние два года?

— Для нас реализация проекта значит, что он начал оказывать государственную услугу. У нас есть проекты, которые стартовали более двух лет назад, и в этом году они вводятся в эксплуатацию. За последние два года запущено порядка десяти проектов в самых разных сферах: социальной, жилищно-коммунальной, в сфере утилизации твердых коммунальных отходов. Часть из них, например, ЖКХ-проект в Нижневартовске, уже эксплуатируется, часть объектов находится на стадии строительства и проектирования.

«СП»: — Югра стала первым регионом России, где инвестпроект по строительству полигона ТКО получит новую финансовую поддержку «Российского экологического оператора», так называемое зелёное финансирование. Планируется ли включение в эту схему финансирования новых проектов такого рода?

— По твердым коммунальным отходам у нас разработана программа совместно с департаментом промышленности и природнадзора Югры, которая подразумевает создание сети опорных предприятий в Сургуте, Ханты-Мансийске, Октябрьском районе города Нягань, Нефтеюганске и Нижневартовске. В соответствии с этими проектами будут создаваться комплексные межмуниципальные полигоны, которые будут включать обработку, обезвреживание и размещение отходов.

В этом плане привлечения публично-правовой компании «Российский экологический оператор» очень важно, потому что оно обеспечит наилучшие условия с точки зрения финансирования. Они оформляют облигационный заем под 3−4% годовых, выкупают его, и это облегчает финансовую модель любого проекта.

23 сентября Департамент промышленности заключил соглашение по проекту в Сургуте, но и другие проекты, такие, как в Ханты-Мансийске, вполне достойны того, чтобы ППК

РЭО обратила на них внимание. Важно понять, что это волеизъявление инвестора — с одной стороны, он должен быть согласен, чтобы ППК РЭО предоставил ему заем, а с другой, и сам должен соответствовать определенным критериям, которые выдвигает экологический оператор.

Такое финансирование проектов — очень важный шаг со стороны федеральных органов власти и ППК РЭО, так как это будет существенно облегчать давление на тарифы.

На фото: универсальный спортивный комплекс г. Ханты-Мансийск (Фото: предоставлено Фондом развития Югры)

«СП»: — В России есть тенденция больше внимания уделять крупному бизнесу и масштабным проектам. Подходит ли государственно-частное партнерство для малого и среднего бизнеса? Есть ли примеры такого партнерства, которые реализуются Фондом развития Югры?

— На самом деле нет никаких препятствий для того, чтобы малый и средний бизнес заходил в подобные проекты. Если говорить о среднем бизнесе, то это может быть и миллиард рублей выручки в год, это уже достаточно крупное предприятие. У нас же есть, например, полигон в Нефтеюганске с выручкой 200 — 300 млн в год. Так что вполне можно говорить о том, что предприятия малого и среднего бизнеса уже сейчас участвуют в наших проектах.

А такие проекты как физкультурно-оздоровительный комплекс — это недорогие быстровозводимые здания стоимостью 200−300 млн руб., и любое предприятие малого бизнеса вполне может туда зайти. Более того, малый бизнес интересен с точки зрения сопутствующих услуг, которые есть у объекта концессионного соглашения. С другой стороны, и инвестор сам заинтересован в том, чтобы малый бизнес возникал вокруг его проекта, это значительно облегчает его задачи.

На фото: универсальный спортивный комплекс г. Ханты-Мансийск (Фото: предоставлено Фондом развития Югры)

«СП»: — Некоторые считают, что у нас государство имеет слишком большую долю в экономике страны. ГЧП — это усиление роли государства или, наоборот, это способ поощрить частную инициативу?

— Конечно, это способ поощрить частную инициативу. Государственно-частное партнерство подразумевает, что мы часть рисков отдаём на сторону инвестора, но при этом даем ему соответствующую доходность и компенсацию тех затрат, которые он несет. Более того, гарантируем это на достаточно длительный период.

По сути своей в ГЧП вы получаете возможность создать либо реконструировать объект, и дальше использовать в соответствии с его назначениям и с условиями, которые прописаны в концессионном соглашении. Зачастую есть большое количество возможностей для инвестора, чтобы использовать объект в целях коммерческой эксплуатации.

Например, если мы говорим про полигоны твердых коммунальных отходов — это вторичная переработка, про физкультурно-оздоровительные комплексы — это различные секции, тренерские услуги, услуги предоставления зала в аренду. Даже в объектах образования, которые, наверное, являются самыми зарегулированными среди объектов концессионного соглашения — это все равно предоставление дополнительных образовательных услуг, например, лингвистические кабинеты, что-то ещё.

На фото: межмуниципальный полигон ТКО г. Нефтеюганск (Фото: предоставлено Фондом развития Югры)

«СП»: — Бизнес обычно интересует получение прибыли, а государство должно заниматься инфраструктурными проектами, решать социальные задачи. ГЧП может помочь объединить эти сложно совместимые подходы и таким образом решить инфраструктурные проблемы регионов?

— Думаю, это возможно, и объясню почему. Я бы не согласился с тем, что для бизнеса получение прибыли — главная цель. Скорее, это средство для того, чтобы свой бизнес капитализировать. То есть самое главное для бизнеса — это его стоимость. Прибыль позволяет эту стоимость увеличить. И как раз такие устойчивые денежные потоки позволяют увеличивать стоимость и развивать дальше различные направления бизнеса.

Поэтому разделение рисков и получение дополнительного финансирования — это всегда хорошо. Вокруг этого устойчивого денежного потока, гарантированного государством, возникают внебюджетные денежные потоки, которые позволяют привлекать малый и средний бизнес, микропредприятия, создают новые рабочие места. Этот мультипликативный эффект будет гораздо больше, чем если бы мы просто отдали земельный участок инвестору, и крутись, как хочешь, либо если бы государство построило отдельно стоящее здание и эксплуатировало, как бюджетное учреждение.

«СП»: — С какими основными проблемами и сложностями вы сталкиваетесь?

— Проблемы иногда возникают. Но, знаете, как говорят, нет проблемы — есть задачи. Например, серьёзная проблема, с которой мы сталкиваемся, когда готовим проекты в сфере твердых коммунальных отходов — это земельные участки. У нас небольшое количество земли, пригодной для строительства полигонов, соответственно приходится готовить участки, а это всегда удорожание.

У нас часто возникают вопросы к регулированию, которое есть в 115-м и в 224-м федеральном законе. Иногда приходится спорить в судах с надзорными органами, с инвесторами о том, возможна ли стопроцентная компенсация, или по другим вопросам.

Конечно, проблемы существуют, но важно, что у нас регулярно проходят форумы ГЧП, и на этих площадках все эти проблемы как раз и обсуждаются. Надзорные органы нас слышат, и мы каждый раз шаг за шагом двигаемся вперед.

Регионы

На Сахалине в одной из квартир нашли тела трех мужчин

В Казани бродячая собака изуродовала ребенку лицо

Погоня под Самарой: полиция открыла огонь по грузовику с пьяным водителем

Продолжает расти число погибших от суррогатного алкоголя в Оренбуржье

Все материалы по теме (7387)

Источник: svpressa.ru

Похожие записи