Последний бой дальнобойщиков: есть ли шансы у новой стачки?

Последний бой дальнобойщиков: есть ли шансы у новой стачки?

Правообладатель иллюстрации
PAVEL KARAVASHKIN/TASS

Image caption

Протестующие против «Платона» дальнобойщики планируют третью стачку. Но ее успех под вопросом по многим причинам

Во вторник Тосненский городской суд Ленинградской области арестовал на 15 суток за езду без прав главу Объединения перевозчиков России Андрея Бажутина — за три дня до начала объявленной им очередной стачки дальнобойщиков против системы «Платон».

Бажутина задержали вечером 11 декабря под Санкт-Петербургом, когда, по его словам, он перегонял машину жены. Русская служба Би-би-си успела созвониться с Бажутиным еще до того, как его арестовал суд.

«Я перегонял машину из бокса в бокс, ремонтировал — супруга возит [на ней] детей в школу. У меня просто не было выбора», — объяснил Бажутин. Он настаивает, что прав его лишили незаконно — за нарушение правил дорожного движения, которое совершил другой человек.

  • Дальнобойщиков, которые боролись против «Платона», объявили иностранными агентами
  • «Не делайте провокацию»: как бастуют дальнобойщики в Дагестане

«Сама ситуация политизирована. [Меня] пытаются изолировать именно потому, что мы планировали [мое] выдвижение 27 декабря для участия в выборах [президента России] и стачку с 15 до 25 декабря», — утверждает Бажутин.

О намерении баллотироваться в президенты России Бажутин заявил в июне. Изначально он планировал выдвинуть свою кандидатуру от Объединения перевозчиков, однако 1 декабря министерство юстиции России включило организацию в реестр иностранных агентов. После этого Бажутин говорил, что организует процедуру самовыдвижения. По его словам, теперь из-за ареста этот процесс под вопросом.

На 15 декабря Объединение перевозчиков запланировало краткосрочную всероссийскую стачку против системы «Платон» и ряда других законодательных новшеств. Она должна продлиться до 25 декабря. Бажутин заверил Русскую службу Би-би-си, что его сторонники на свободе возьмут на себя организацию стачки.

Правообладатель иллюстрации
Khadzhi Ilyas/TASS

Image caption

Андрей Бажутин (справа) не сомневается, что соратники сумеют сагитировать дальнобойщиков, пока он будет в заключении

По словам Бажутина, за последние два года его арестовывали не менее 15 раз. Активист жалуется, что после того как у него отобрали права весной 2017 года, он лишился единственного источника дохода и вынужден «перебиваться ремонтом автомобилей». Тем не менее, Бажутин говорит, что у него «нет желания закончить это все»: «Жить под «Платоном» я не собираюсь. Тем более, на первом собрании [дальнобойщиков] в Санкт-Петербурге я дал слово, что пока «Платон» на дороге, … я в этой системе состоять не буду».

«Платон», автоматизированная система по взиманию платы с грузовиков массой свыше 12 тонн за пользование дорогами федерального значения, заработал в ноябре 2015 года. Российские власти посчитали, что большегрузы наносят российским дорогам ущерб, который нужно компенсировать с помощью нового сбора. Оператором проекта выступает компания, которую на 50% контролирует сын миллиардера Аркадия Ротенберга Илья.

  • Чем «Платон» опасен для России: разбор с цифрами

Бажутин стал лидером группы протестующих дальнобойщиков в декабре 2015 года. Тогда профессиональные водители грузового транспорта проводили первую стачку против введения системы «Платон» и даже попытались заблокировать МКАД (без особого успеха).

Зимой 2017 года Бажутин и его соратники зарегистрировали НКО «Объединение перевозчиков России». В марте организация объявила о проведении второй всероссийской стачки. Поводом для нее послужило повышение тарифов «Платона». Стачка началась несмотря на то, что власти на фоне грядущих протестов повысили плату не в два раза, как планировалось, а лишь на 25%.

Целью обеих стачек (и 2015-го, и 2017 года) было ощутимое снижение объема автомобильных грузоперевозок. Идеологи протеста полагали, что перебои в поставке товаров, в первую очередь, продуктов, заставят власти прислушаться к требованиям дальнобойщиков. Однако сами организаторы затруднялись оценить число водителей, присоединившихся к забастовке.

Весной 2017 года активнее всего митинговали дальнобойщики Дагестана, где частные грузоперевозки с 1990-х годов были популярным у местного населения бизнесом. Местные организаторы заявляли, что в республике стоит, как минимум, четыре тысячи фур. Но какое количество дагестанских дальнобойщиков присоединится к протесту на этот раз, неясно.

В республике две ведущих организации грузоперевозчиков: региональное отделение Объединения перевозчиков и местный Союз. Координатор Объединения Камаладин Магомедов сказал Русской службе Би-би-си, что его соратники примут участие в декабрьской стачке, однако число участников протеста назвать затруднился.

Союз перевозчиков Дагестана еще не определился, участвовать ли в акции. В организации раскритиковали Бажутина за политические амбиции и выразили намерение присоединиться к стачке, только если она примет по-настоящему массовый характер.

Правообладатель иллюстрации
ROMAN PIMENOV/TASS

Image caption

Критики Объединения перевозчиков России сомневаются, что ОПР и ее лидер способны снова инициировать масштабные, а главное, эффективные протесты

Не только среди дагестанских водителей есть те, кто сомневается в успехе предстоящей акции. Дальнобойщик Юрий Бубнов, по собственным словам, «был чуть ли не первым», кто в 2015 году приехал на стоянку протестующих дальнобойщиков в подмосковных Химках. Однако к следующей стачке в 2017 году он уже не присоединился. По словам Бубнова, стачка оказалась неподготовленной: не было ни политических требований, ни четкого плана действий, ни финансирования, ни понимания количества участников.

Не собирается он участвовать и в грядущем декабрьском протесте. «Очень многие наши коллеги, которые поддерживали мартовскую стачку, разочаровались в действиях ОПР и Андрея Бажутина, в частности», — отмечает он. Бубнов полагает, что политика движения и невынужденный арест его лидера сделают третью волну протеста дальнобойщиков еще менее заметной.

Сам Бубнов намерен добиваться отмены системы «Платон» через суд. 21 декабря Бубнов в Орехово-Зуевском городском суде будет обжаловать штраф, выписанный ему ГИБДД Одинцовского района за неуплату сбора по системе «Платон». «С данным штрафом я не согласен, как не согласен и с тем фактом, что я должен платить за «Платон», — говорит он.

По словам Бубнова, во-первых, лично он не наносил никакого ущерба дорогам, так как вез груз, не превышающий лимиты, установленные правилами перевозки грузов и дорожными ГОСТами. Во-вторых, он отмечает, что водители платят по одинаковой ставке вне зависимости от того, едут они гружеными или пустыми. В-третьих, перечисляет Бубнов, из-за «Платона» для водителей большегрузов все федеральные трассы фактически становятся платными. А по закону любая платная дорога должна иметь бесплатный аналог. В-четвертых, водитель тягача ограничен по сравнению с водителем легковушки, так как у него нет возможности бесплатно пользоваться дорогами для личных нужд на своем транспорте.

«Я ждал этого штрафа. Не хотят они [власти] идти на диалог — мы будем с точки зрения закона тогда [действовать]», — подытоживает он.

Источник: bbc.com

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *