НАТО празднует первую победу F-35 над МиГ-31

НАТО празднует первую победу F-35 над МиГ-31

Норвежский сайт Forsvaret. no со ссылкой на Королевские военно-воздушные силы Норвегии сообщил об «историческом событии», которое открывает новую эру в противостоянии ВВС НАТО и ВКС РФ.

По словам генерал-лейтенанта Руне Якобсена, командующего Норвежским объединенным штабом, «в субботу (7 марта) произошло историческое событие. Впервые истребители пятого поколения F-35 Lightning II («Молния II») незаметно взяли на «мушку» два российских противолодочных самолета Ту-142 и истребитель МиГ-31 («Лисья гончая» по натовской классификации), летевших к югу от Фареро-Исландского рубежа оборонного альянса*, а потом сопровождали их.

«Я рад, что F-35 сейчас вносит свой важный вклад в ситуационную осведомленность, — заявил Руне Якобсен в специальной пресс-конференции. — Теперь наши ВВС могут реагировать на чрезвычайные ситуации. Это показывает, что мы предприняли серьезные и важные шаги в направлении получения оперативной выгоды от F-35».

«Историческую значимость» этому событию, вероятно, придают два фактора. Во-первых, «золотой» истребитель пятого поколения F-35 из разряда вечной недоделки переведен в полноценный боевой самолет, выполняющий конкретные задачи. Что особенно важно — не американскими пилотами.

Читайте также

Америка закрыла небо Азии для Су-35
Индонезия отказалась от российских истребителей из-за угроз США

Во-вторых, Руне Якобсен дал понять, что ранее истребители F-16 норвежских ВВС запаздывали для «перехвата», что делало Норвегию, заодно и Британию, уязвимой к внезапному удару русских. Но теперь эскадрильи F-35 Lightning II, взлетающие с трех авиабаз Норвегии, закрывают эту брешь на линии обороны Великобритания-Исландия-Норвегия. И вообще — если был бы реальный бой, то Ту-142 и МиГ-31 уже покоились на морской глубине, так и не поняв, откуда прилетели ракеты «воздух-воздух».

Бросается в глаза явно пропагандистская шумиха вокруг, казалось бы, рядового инцидента. Громкие фразы так и сыплются из рога информационного изобилия.

«Российские самолеты были перехвачены военно-воздушным блокпостом CRC Sørreisa».

«Перехват осуществлен в рамках миссии Quick Reaction Alert (QRA)».

«В ходе QRA-готовности произведена первая идентификация».

«НАТО-мониторинг был скоординированной операцией».

В сообщении отмечается, правда, мимоходом, что ВВС США сопровождали «историческое событие». Вероятно, имелись в виду самолеты АВАКС, о роли которых скажем чуть позже.

Как известно из публичных источников, в настоящее время ВВС Норвегии располагают 15 истребителями F-35 из 52, заказанных в общей сложности. Если еще недавно покупки новых «Молний» ставились под сомнения, в том числе в Осло, то «историческое событие», озвученное Руне Якобсеном, не оставляет критикам маневра. Компания Lockheed Martin в этой связи напоминает, что ею поставлено в ВВС разных стран более 490 самолетов, в том числе 134 в 2019 году. Подготовлено более 975 пилотов и 8585 техников по обслуживанию. Причем совокупный налет F-35 превысил более чем 240 000 часов. Словом, разработанный ею истребитель пятого поколения — реальность, не то, что сырые китайские и русские машины.

Не ставя задачу «хвалить или хулить» F-35, отметим, что за неделю до «исторического события» издание Business Insider (штаб-квартира находится в Нью-Йорке) проехалось по Lightning II.

В специальной статье говорится что «ударный истребитель F-35 все еще страдает от сотен нерешенных недостатков конструкции, десятки из которых Министерство обороны США „не планирует“ когда-либо исправлять».

Business Insider, ссылаясь на оператора по правительственному надзору США, указывает на то, что Пентагон имеет дело примерно с 883 проектными недостатками, половина из которых отчаянно оспаривается Lockheed Martin. Производитель отказывается устранять даже такие очевидные проблемы, на которые многократно жалуются пилоты и инженеры обслуживания.

В частности, морской вариант F-35 В с коротким взлетом и вертикальной посадкой страдает от сильнейшей турбулентности, когда самолет атакует или снижается под углом 20 градусов. О кособокой бортовой 25-мм пушке разговор идет, наверное, лет пять. Однако, несмотря на все попытки исправить целеуказание, орудие упорно бьет мимо. Летчикам приходится брать чуть левее, причем на глазок, но эффективность попадания низка. Попытка скорректировать программное обеспечение не дает результата — найти ошибку не получается.

Понятно, что идеальных истребителей не бывает: у каждого есть слабое место, в том числе и у российских машин. Но за цену одного часа полета в $ 24 тыс. — именно во столько обошелся норвежским налогоплательщикам час сопровождения группы ВКС РФ — заказчики вправе иметь беспроблемный самолет. Между тем, 7 марта в воздухе норвежская пара F-35 находилась около 4 часов. Так что порядка $ 200 тыс. казенных денег потрачено на «историческое событие».

«А что если русские будут посылать каждые день по одному, а то и по два, скажем, Су-30 вдоль Фареро-Исландского рубежа? — Задается вопросом некий норвежский юзер @Viking. — Просто так, чтобы мы жгли деньги и короткий ресурс F-35, ведь Москве такие полеты обойдутся на порядок дешевле».

Так, и хочется сказать @Viking: отдельное спасибо за хорошее предложение, особенно с учетом того, что где-то будут взлетать и американские самолеты АВАКС, без сопровождения которых пилотам Lightning II запрещено перехватывать наши истребители.

Если серьезно, то частые вылеты F-35 плохо скажутся на надежности, о чем, собственно, предупреждает Business Insider. У инженеров просто не будет времени для технического обслуживания сложнейших машин.

Читайте также

Русский «Кинжал» и китайский «Восточный ветер» стали кошмаром для «Джеральда Форда»
Авианосцы в обозримом будущем разделят судьбу динозавров

Любопытная, кстати, получается картинка. Если верить норвежским и даже американским источникам, F-35 имеет единственное, но неоспоримое преимущество, скажем, перед МиГ-31 (победу над которым уже отпраздновали в НАТО) только за счет осведомленности от АВАКС, или на худой конец — от спутников. Наземная поддержка не так эффективна, особенно вдали от военной инфраструктуры. Что касается «плаща невидимки» стелс, то тот нужен «Молнии» для того, чтобы как можно ближе подойти к нашему истребителю для удара наверняка.

Если же Lightning II начнет опираться исключительно на свои бортовые радары, то судьба его плачевна: он засветится как новогодняя елка. Тогда русская «Лисья гончая» со скоростью 2,35 МАХ не оставит F-35, летящему с максимальной скоростью 1,6 МАХ, ни одного шанса уйти от расправы. Конечно, в реальном бою важны и другие факторы, в том числе вооружение, профессионализм летчиков, боевой опыт и так далее. Тем не менее, американцы делают ставку именно на опережающую осведомленность и незаметность. Нет их — нет и преимуществ.

На заокеанском профессиональном форуме f-16.net, где обсуждался возможный бой между десятком F-35 и десятком МиГ-31 прямо сказано, что русским нужно в первую очередь обнаружить АВАКС и сбить его, даже если это будет стоить двух-трех или четырех «МиГов». После чего летчики Lightning II сами бросятся в бегство, даже в большинстве. Такова тактика, которой учатся американские пилоты, и которой они будут придерживаться в ходе потенциальной воздушной войны.

Как бы там ни было, но Руне Якобсен прав в том, что в небе около Норвегии и впрямь случилось историческое событие: F-35 меняют расклад сил, и возможности «Молний» следует учитывать нашим ВКС отдельно.

Военное обозрение: Так сколько российских «Панцирей» Эрдоган «завалил» в Сирии?

Военные новости: Пушков: США проиграют ракетную войну в Ираке

Источник: svpressa.ru

Похожие записи