Правообладатель иллюстрации
Barcroft Media/Getty Images
Image caption
Экшн-камеры попали в статистическую корзину. Вингсьют и парашют — пока нет.
Что носили в 1940-х, что слушали в 1980-х, что пили в 2000-х — самая подробная история европейского быта последних десятилетий записана не в книгах и фотохрониках, а в скучных статистических бюллетенях. В главах с постными названиями «инфляция» и «потребительская корзина».
Статистики еженедельно отслеживают изменение цен сотен товаров и услуг, и каждый год обновляют этот список с учетом изменившейся картины потребления. Британцы обнародуют изменения весной, и традиционно из 700 позиций обновляют полтора-два десятка.
В прошлом году из списка выпали цифровые кинокамеры, поскольку люди перестали покупать их и предпочитают снимать на смартфон. Но зато добавились экшн-камеры вроде GoPro — выяснилось, что не всё можно снять телефоном.
В этом году при расчете инфляции перестали отслеживать цену почтовых конвертов и стирального порошка, признав историческую победу электронных коммуникаций и жидких средств для стирки. А место некогда популярных акустических систем Hi-Fi заняли повсеместные портативные bluetooth-колонки.
«Изменения в корзине отражают эволюцию вкусов потребителей — но только в долгосрочной перспективе нескольких лет», — прокомментировало изменения британское статистическое ведомство ONS.
Как менялась корзина
Пылесос появился в британской потребительской корзине в 1947 году, стиральная машина — десятилетие спустя, а холодильник — еще через пять лет, в 1962-м. Все они до сих пор там.
Другие провели в чартах значительно меньше времени.
Кассетный магнитофон, а следом за ним CD-плеер считались повсеместными товарами лишь одно десятилетие. Видеомагнитофон и микроволновая печь продержались в корзине в два раза дольше, но в конце нулевых статистика попрощалась и с ними.
На рубеже веков технологический прогресс ускорился настолько, что потребительская жизнь товаров и сервисов сократилась до нескольких лет. Смартфоны отправили в прошлое MP3-плееры и GPS-навигаторы, а видеопрокат и музыкальные компакт-диски не пережили нашествия стриминговых сервисов.
Правообладатель иллюстрации
Corbis/Getty Images
Image caption
Пылесос — ветеран потребительской корзины. Он провел там уже более 70 лет
Другие изменения носили не технологический, а поведенческий характер. Увлечение здоровым образом жизни, эволюция моды и развлечений изменили картину потребления.
В послевоенном 1947 году статистики отслеживали цены на мужскую тройку и женский корсет, а в еде преобладали консервы. С отменой карточек рацион британской семьи становился все разнообразнее. В 1987 году из списка наконец выпала сгущенка.
- Не хлебом единым: как изменится потребительская корзина россиян
- 18 лет инфляции: как менялись цены при Путине. Графики
Под напором глобализации один за другим падали и бастионы традиционного английского быта. В 1980 году измученные холодом британцы наконец познали пышные пуховые одеяла — и они попали в корзину наряду с традиционными тонкими шерстяными. Другое заграничное удобство — смеситель — вытеснило раздельные краны для горячей и холодной воды только в 2013 году.
Новый век принес и новые привычки. Британцы повально стали пересаживаться на велосипеды, заниматься спортом и следить за здоровьем. В итоге в поле зрения статистиков попали велосипедные шлемы и протеиновые порошки, а раздел одежды почти каждый год пополняют женские легинсы: в 2016-м — обычные, а в прошлом году — спортивные.
На что тратят деньги европейцы
Потребление домохозяйств — 8,3 трлн евро в год (54% ВВП)
Источник: Данные Евростата за 2017 год
Корзина — отражение структуры потребления домохозяйств, на которое приходится более половины европейской экономики. Основная статья расходов, примерно четверть — это оплата жилья и коммунальных услуг, свидетельствуют данные Евростата.
Каждый третий евро в семейном бюджете уходит на другие базовые потребности: еду, транспорт, лечение и связь. Всевозможные излишества и досуг — от игр и театра до алкоголя и путешествий — занимают примерно пятую часть всех трат средней европейской семьи.
В Великобритании структура потребления примерно повторяет общеевропейскую, однако на острове заметно больше тратят на жилье (29,8%) и досуг (12,5%), но экономят на еде (11,2%).
Источник: bbc.com