Грозит ли миру хаос, если откажет GPS?

Грозит ли миру хаос, если откажет GPS?

Правообладатель иллюстрации
Getty Images

Что произойдет, если система глобального позиционирования GPS вдруг перестанет работать?

Прежде всего, добираясь из пункта А в пункт Б, нам придется включить мозг и обратить внимание на окружающую нас местность.

Возможно, это было бы не так уж плохо: мы бы реже въезжали в тупики и речки, что вполне возможно, если полностью довериться навигаторам.

У каждого есть своя любимая история об идиотской ситуации, в которую люди попали благодаря GPS.

Моя — про чету шведов, которые ошиблись в написании итальянского острова Капри и оказались в сотнях километров от него, в городке Карпи, удивляясь, куда подевалось море.

Но это исключение. Обычно GPS помогает нам не потеряться.

  • Как изобретение бумаги изменило мир
  • Как противозачаточная таблетка совершила переворот в экономике
  • Холодная революция: как кондиционер изменил мир

Если бы система отказала, дороги были бы запружены водителями, притормаживающими, чтобы прочитать дорожные указатели или свериться с картами.

Если вы предпочитаете железную дорогу, знайте, что без GPS на вокзальном табло не будет информации о прибывающем поезде.

Позвоните в службу такси и вы услышите, как диспетчер пытается определить местонахождение своих водителей. Откройте приложение Uber и… Ну, вы поняли.

Без GPS экстренным службам придется туго: они не смогут определить адрес звонящего по местоположению телефона и не найдут ближайшую карету скорой помощи или полицейский патруль.

Правообладатель иллюстрации
Getty Images

Image caption

Контейнеры в портах разгружаются тоже при помощи GPS. На фото порт Кингдао в Желтом море, 2019 год

Бог весть что творилось бы и в портах, ведь чтобы разгружать корабли, кранам тоже нужен сигнал GPS.

Полки в магазинах начнут пустеть из-за срыва своевременных продовольственных поставок. Без сырья встанут заводы.

Сельское хозяйство, строительство, рыбный промысел, геодезия — это лишь некоторые из отраслей, которые, согласно докладу правительства Великобритании, первое время будут нести общие убытки в 1 млрд долларов в день, если откажет система GPS.

Если же сбой продлится более пяти дней, нам пора будет начинать волноваться об устойчивости других систем, связь которых с GPS неочевидна обывателю, привыкшему рассматривать ее только как средство геолокации.

В основном так оно и есть, но GPS — еще и служба точного времени.

Image caption

Этот материал — из цикла «50 вещей, которые сформировали современную экономику»

Система GPS состоит из 24 спутников, каждый из которых оснащен часами, синхронизированными до долей секунды.

Когда ваш смартфон с помощью GPS определяет ваше местоположение на карте, он использует сигналы с некоторых из этих спутников и делает расчеты исходя из того, когда был послан сигнал и где в тот момент находился спутник.

Неточность в часах спутника хотя бы в одну тысячную долю секунды приведет к ошибке в определении вашего местоположения на 200-300 километров.

Так что, если вам нужны сверхточные данные о времени, GPS вам в помощь.

Или возьмем, к примеру, мобильные телефонные сети: ваши звонки не сливаются с другими благодаря системе мультиплекс — данные фиксируются по времени, кодируются, а потом раскодируются на другом конце.

Сбой в стотысячную долю секунды приведет к проблемам в банковских транзакциях, на биржевых торгах, в работе электросетей, цифрового телевидения, облачных хранилищ.

Все эти сферы напрямую зависят от синхронизации по времени различных геолокаций.

  • В Израиле обвинили российских военных в сбоях GPS в аэропорту Тель-Авива
  • Норвегия и Финляндия винят Россию в создании помех GPS. Возможно ли это?

Если GPS выйдет из строя, насколько хорошо и как долго резервные системы будут поддерживать все эти функции? Ответ не очень обнадеживающий: никто не знает.

Недаром GPS называют невидимой, но бесценной поддержкой. Оценить ее в долларах стало почти невозможно.

Как пишет Грэг Милнер в своей книге «Точная цель: как GPS изменил нашу жизнь», это то же самое, что спрашивать, насколько ценен кислород для нашего дыхания.

Это удивительная история для изобретения, поначалу нашедшего поддержку только у армии США, потому что с его помощью можно было бомбить людей.

Впрочем, и у военных не было полной уверенности, что оно им нужно.

Самая распространенная реакция на новую разработку была такая: «Я знаю, где я. Зачем мне нужен этот чертов спутник, чтобы сказать мне, где я?»

Правообладатель иллюстрации
Layton Thompson

Image caption

Разработчики GPS (слева направо) Ричард Шварц, Брэд Паркинсон, Джеймс Спилкер-младший и Хьюго Фрюхауф были удостоены премии королевы Елизаветы II в области инженерного дела

Первая версия GPS была запущена еще в 1978 году, но лишь с началом войны в Персидском заливе 1990 года скептики начали к ней присматриваться.

Когда операция «Буря в пустыне» начала полностью оправдывать свое название и из-за стены песка видимость упала до пяти метров, военные прибегли к помощи GPS, которая позволяла им отмечать заминированные зоны, возвращаться на базу к источнику воды и не попадать на линию перекрестного огня.

GPS оказалась настолько жизненно необходимой, а устройств с этой системой было так мало, что солдаты просили родных в Америке купить им эти гаджеты в магазине. Так военным переслали более тысячи устройств GPS.

Правообладатель иллюстрации
Getty Images

Image caption

Операция «Буря в пустыне» проводилась силами коалиции во главе с США. В пустыне GPS сыграл жизненно важную роль

Почему же, спросите вы, ВВС США позволили GPS стать программой всеобщего пользования, учитывая ее незаменимость в военных операциях? Правда в том, что они этого не хотели, но ничего не смогли поделать.

  • What3words: три слова, которые могут спасти вам жизнь

Военные пытались добиться того, чтобы спутники посылали два сигнала — точный для их собственного использования и более приблизительный для гражданского населения.

Но компании-потребители научились улучшать качество нечетких сигналов. Экономический рост, возникший благодаря возможностям GPS, становился все более очевидным.

В 2000 году президент США Билл Клинтон смирился с неизбежным и дал распоряжение обеспечить доступ к высокоточным сигналам всему населению.

Американские налогоплательщики ежегодно платят миллионы долларов, необходимые для поддержания работы GPS, спасибо им за это большое. Но так ли разумно для всего остального мира полагаться на то, что их щедрость будет бесконечной?

Правообладатель иллюстрации
Getty Images

Image caption

Китайская система Бэйдоу распространяется очень быстро, в 2018 году на орбиту было запущено более 10 спутников. На фото очередной запуск в августе 2019 года

Кроме того, GPS — не единственная глобальная спутниковая система позиционирования.

Существует еще российская система ГЛОНАСС, хотя она не так хороша. У Китая и ЕС тоже есть свои весьма продвинутые проекты — «Бэйдоу» и «Галилео» соответственно. Япония и Индия также занимаются разработкой своих систем.

Эти альтернативные системы могут помочь преодолеть типичные для GPS проблемы. Но они также могут сыграть разрушительную роль в будущих военных конфликтах: представьте себе, как противник сбивает цели, если ваша система навигации отключилась и все перешло в режим оффлайн.

Достаточно сильная солнечная буря, кстати, может стать причиной такой же катастрофы.

Существуют наземные альтернативы для базирования навигационных систем. Главная радионавигационная система наземного базирования называется eLoran, но она не может покрыть весь мир.

Кроме того, одним странам приходится тратить гораздо больше денег и усилий, чем другим, для развития их национальных систем.

Одно из преимуществ eLoran — мощность сигнала. Сигналы GPS, проделав путь в 20 тыс. километров к Земле, поступают к нам настолько слабыми, что специалистам легко заглушить их помехами или даже подделать сигнал.

Правообладатель иллюстрации
Getty Images

Image caption

Израиль считает, что Россия причастна к созданию помех сигналам GPS в аэропорту Бен-Гурион в Тель-Авиве. Россия это отрицает

Люди, которым платят за решение этих проблем, в последнюю очередь думают об апокалиптическом развитии событий, когда однажды мы проснемся, а все системы в оффлайне.

Их больше беспокоит, какой урон могут нанести террористы или недружественные страны, посылая ложные сигналы на приемники GPS.

Профессор инженерии Тодд Хамфрис доказал, что фальшивые сигналы могут обрушить дроны и изменить курс морских лайнеров. Он опасается, что таким же способом можно сжечь электросети, нарушить работу мобильных сетей и обрушить фондовые рынки.

Дело в том, что мы пока не знаем, какой урон могут нанести ложные GPS-сигналы.

Давайте спросим у тех шведских туристов в Карпи, и они вам скажут: потеряться — это одно, но получать неверные сигналы и ошибочно думать, что вы знаете, где находитесь — совсем другое.

Источник: bbc.com

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *