Генерал Мороз помог «Газпрому» и его менеджерам — Свободная Пресса

Генерал Мороз помог «Газпрому» и его менеджерам — Свободная Пресса

Цены на газ в Европе в начале 2021 года достигли максимумов с января 2019-го, а в Азии и вовсе установили исторический рекорд. Стоимость газа «на день вперед» на голландском TTF с поставкой на 11 января выросла до пикового уровня в 252 долларов за 1 тыс. кубометров. В Испании, на которую обрушились сильнейшие снегопады, цены взлетели до 645,84 долл. за 1 тыс. кубометров. Что касается Азии, там сжиженный природный газ превысил отметку в 800 долларов за тысячу кубометров.

Причина такого стремительного роста в холодной зиме в этих регионах, а также в сокращении производства (число действующих нефтегазовых буровых в мире упало до минимума в 2020 году) и проблемах с логистикой. В результате у «Газпрома» сейчас есть шанс как укрепить позиции в ЕС, так и подправить свое финансовое положение, ухудшившееся в кризисном 2020 году.

При этом, как пишет «Коммерсант», «Газпром» пока что не наращивает, а, напротив, снижает загрузку украинского газотранспортного коридора. Сейчас через Украину проходит примерно 100 млн. куб. газа против 182,8 млн. куб. в декабре. Все потому, что в отсутствие мощностей «Северного потока-2» компания стремится в полном объеме загрузить «Турецкий поток» и «Северный поток», а также опустошить европейские ПГХ, которые были максимально заполнены после прошлой теплой зимы.

Читайте также

В 2021-м бензин в России может достичь европейского уровня
Нефтяники спешат выжать из сограждан максимальную прибыль

Аналитики предсказывают, что нынешний всплеск цен будет краткосрочным, но как минимум первый квартал года будет благоприятен для «Газпрома». Кроме того, в сложившейся ситуации есть еще один плюс — столкнувшиеся с холодной зимой и резко подскочившими ценами на СПГ европейцы будут прикладывать больше усилий для того, чтобы все-таки реализовать газопроводный проект «Северный поток-2».

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков поясняет, что чем больше будет таких холодных зим, тем лучше для «Газпрома», вот только этот фактор никак не зависит от российской компании.

— В Европе и Азии цены на газ сильно растут, и сырье у «Газпрома» покупают охотнее, чем у СПГ-поставщиков. Причина простая — у российской компании довольно много контрактов с нефтяной индексацией с временной задержкой. Классический контракт «Газпрома» привязывает цены к стоимости нефти и нефтепродуктов с лагом в 6−9 месяцев.

Во втором полугодии 2020-го это позволило компании нарастить объемы производства. В первом полугодии был провал по отгрузке, но цены оставались выше 100 долларов за тысячу кубометров. А уже с сентября-октября стоимость по контрактам с нефтяной индексацией резко упала, потому что стала высчитываться с марта-апреля, когда нефтяные котировки рухнули ниже 30 долларов за баррель. Когда это отразилось на газовых контрактах, «Газпром» стал очень конкурентоспособен. Выручки для него стало меньше, зато объемы существенно увеличились. Поэтому к концу года он восстановил свои позиции в суточных поставках.

Тем более что в Европе выдалась довольно холодная зима, и европейцы в принципе потребляют много газа. Когда они начинают выбирать, у кого покупать энергоносители, получается, что «Газпром» крайне привлекателен в силу низких цен. Особенно учитывая, что европейцы страдают от того, что в Азии зима тоже холодная, цены там подскочили, и СПГ-поставщики предпочитают направлять товар на азиатские рынки.

Свою роль сыграли еще несколько локальных факторов. Американцы более-менее восстановили свое производство СПГ, а вот у Австралии существуют проблемы. Весь 2020 год практически простаивал их завод Prelude, огромная плавучая база, которая сама добывает газ, сжижает и сгружает на соседние танкеры. Все потому, что китайцы начали торговую войну с Австралией и не покупали ее СПГ, а в другие страны австралийцам не очень-то выгодно поставлять сырье. В Азии это имеет смысл, а в Европу австралийский СПГ уже не пойдет. Поэтому им и приходится сокращать производство, что также ведет к росту цен на газ в Азии и Европе. Наконец, еще один фактор — рост мировых цен на танкеры для СПГ.

Для «Газпрома» это, безусловно, хорошо. И цены, и объемы продаж растут. Вполне возможно, что сбылась надежда топ-менеджеров компании на то, вместо черных лебедей начнут прилетать белые, наступит нормальная холодная зима и ситуация стабилизируется. Пока что зима именно такая, как того хотел «Газпром». И в Азии, и в Европе довольно холодно. Вполне возможно, что это существенно подправит дела компании.

«СП»: — Несмотря на рост цен, «Газпром» не спешит наращивать объемы прокачки через Украину, с чем это связано?

— В 2020 году европейцы из-за теплой зимы и ожидания срыва транзитного контракта с Украиной вышли из отопительного сезона практически с полными газовыми хранилищами. «Газпром» считает, что газ, который они закачивали в 2019—2020 годах, проще продать сейчас. Если опустошить хранилища и начать туда закачивать газ уже в 2021-м, это будет выгодней, потому что цены будут выше. Думаю, в «Газпроме» рассчитывают, что цены будут расти весь год, потому что и потребление увеличивается, и мир постепенно переваривает новые СПГ-заводы.

Хотя «Газпром» сейчас много продает газа и по контрактам. Даже Турция в конце 2020 года начала наращивать закупки у российской компании, как и Китай по «Силе Сибири», потому что цены низкие. Хотя на турецком рынке «Газпрому» сейчас в принципе сложно работать. Туда пришел Азербайджан, кроме того, у турок не самая хорошая ситуация в экономике и они потребляют не так много энергии, как раньше.

«СП»: — Сложившаяся в Европе ситуация с газом как-то повлияет на перспективы «Северного потока-2»?

— Европейцев судьба «Северного потока-2» не так сильно заботит, как Россию. Хотя они понимают, что украинская газотранспортная система довольно старая. С одной стороны, она пока работает. Но с другой, чем дольше она работает, тем больше на ней будет происходить различных аварий и внештатных ситуаций. В результате может возникнуть проблема, когда украинская ГТС будет прокачивать все меньше газа ежесуточно.

Читайте также

Новогодний тост от Германа Грефа
Сбербанк дал оптимистичный прогноз по восстановлению экономики и снижению безработицы в России

Это опасно в той ситуации, когда из подземных хранилищ отобрали уже много газа, а затем, предположим, в конце зимы или в начале весны ударили сильные морозы. Но так как в ПГХ газа мало, необходимо импортировать много сырья ежесуточно. И не факт, что украинская ГТС с такой нагрузкой справится.

Кроме того, «Газпром» постоянно подчеркивает, что украинский маршрут — самый невыгодный для него. Во-первых, там очень высокий тариф. Если превышается среднесуточный объем прокачки, что прописано в контракте, каждый следующий кубометр обходится еще дороже. Это очень неприятно для «Газпрома».

Также это самый плохой маршрут с точки зрения энергозатрат. Оборудование на нем старое, газокомпрессорные станции работают не эффективно и потребляют много энергии. При этом они выбрасывают много CO2, и углеродный след у газа, который проходит через украинский маршрут, самый высокий из всех альтернативных маршрутов «Газпрома».

Понятно, что это в основном проблемы российской компании, но европейцы тоже понимают, что чем больше труб к ним приходит, тем надежнее газоснабжение. В холодные напряженные зимы лучше иметь дополнительную трубу, чем надеяться на СПГ-поставщиков или возобновляемую энергетику. Пусть лучше будет альтернативная труба. Поэтому я думаю, что чем больше будет таких морозных зим, как сейчас, тем выгодней это будет для «Газпрома».

Нефть и газ

Американцы угрожают европейским компаниям из-за «Северного потока-2»

Нефть показала максимальную цену с февраля 2020 года

Новак рассказал о росте цен на бензин в 2021 году

Лукашенко: цена за российский газ для Белоруссии должна быть более справедливой

Все материалы по теме (2118)

Источник: svpressa.ru

Похожие записи