Элиза и Марсела: лесбиянки, обманувшие церковь и венчавшиеся в 1901 году

Элиза и Марсела: лесбиянки, обманувшие церковь и венчавшиеся в 1901 году

Правообладатель иллюстрации
José Sellier

Image caption

Свадебная фотография Марселы Грасии Ибеас и Элизы Сенчес Лориги

Священник церкви Сан-Хорхе в Ла-Корунье, что на северо-западе Испании, ничего странного не заметил — это была обычная свадьба. Но жених на ней был не совсем обычным: Марио на самом деле был женщиной.

Правда, триумф этой лейсбийской пары над консервативными нравами Европы начала прошлого века был недолгим. Остаток жизни супруги провели, скрываясь от судебного преследования.

История Элизы и Марселы легла в основу фильма испанского кинорежиссера Изабель Койшет, чья картина «Книжный магазин» c Эмили Мортимер и Биллом Найи в главных ролях скоро выйдет на экраны Великобритании.

  • Личный опыт: как я росла в семье лесбиянок
  • Двойная жизнь таджикских геев и лесбиянок
  • Жителей Вены возмутило изгнание лесбиянок из кафе

«В то время женщине нужна была невероятная смелось, чтобы вот так выдать себя за мужчину», — говорит Койшет в беседе с корреспондентом Би-би-си.

Правообладатель иллюстрации
Getty Images

Image caption

Режиссер Изабель Койшет сняла фильм о двух женщинах, бросивших вызов общественному мнению в 1901 году

«С самого начала эта совершенно очаровавшая меня история вызывала больше вопросов, чем содержала ответов, — говорит режиссер и автор сценария фильма. — Неизвестно, что случилось с ними дальше и как они рассчитывали выпутаться из этой истории».

Хитроумный план

Элиза Санчес Лорига и Марсела Грасия Ибеас встретились на педагогических курсах в Ла-Корунье и полюбили друг друга.

Семья, обеспокоенная этими отношениями, отослала Марселу в Мадрид.

Но, как говорит историк Нарсисо де Габриэл, написавший книгу об этой паре, в итоге девушки оказались в сельских школах в Галисии, расположенных всего в нескольких милях друг от друга, что позволило Элизе навещать Марселу каждый вечер после уроков.

В это время у пары родился хитроумный план.

Image caption

Марсела и Элиза после ареста

Во-первых, они сообщили всем, что расстались. А Марсела, которая, по словам Габриэла, была в тот момент беременна, объявила о своей свадьбе с кузеном Элизы.

Так в истории появляется Марио — молодой человек родом из Ла-Коруньи, который якобы вырос в Лондоне в семье атеистов.

С короткой стрижкой, в мужском костюме, под именем Марио Элиза явилась в церковь, чтобы принять крещение и в тот же день обвенчаться с Марселой.

Нарсисо де Габриэл подтвердил в 2011 году в интервью испанской газете El Mundo, что этот брак был зарегистрирован в Ла-Корунье и до сих пор считается действительным.

Изгнание

К несчастью для счастливой пары, их свадебный портрет оказался на первой странице местной газеты.

Их хитрость была раскрыта, заголовок статьи в газете гласил: «Свадьба без жениха».

Огласка сделала невозможным их дальнейшее пребывание в Галисии, и паре пришлось перебраться в Португалию, где Марсела родила дочь.

Правообладатель иллюстрации
Getty Images

Image caption

Элиза и Марсела бежали в Порту

В 1902 году под угрозой экстрадиции в Испанию, где пару ожидал суд, девушки предприняли путешествие через Атлантику на корабле, который доставил их в Буэнос-Айрес.

Там Элиза попыталась выйти замуж за богатого пожилого датчанина, но он заподозрил ее в мошенничестве, и от этих планов пришлось отказаться.

Затем след пары, по словам Габриэла, теряется. Лишь в старой мексиканской газете 1909 года удалось найти заметку, в которой говорится о том, что Элиза покончила с собой в Веракрусе.

Невидимые

Несмотря на то, что однополые браки легализованы в Испании уже более десяти лет, члены ЛГБТ сообщества могут найти что-то знакомое для себя в истории страданий Элизы и Марселы.

Инмакулада Мухика Флорес — социолог и психолог, директор ЛГБТ-ассоциации Алдарте, базирующейся в Бильбао, считает, что фильм — редкая возможность привлечь внимание к проблемам лесбиянок.

«Если бы это была история двух геев-мужчин, я уверена — она получила бы большую огласку, — утверждает она. — У лесбиянок нет примеров для подражания в Испании среди знаменитостей, политиков и актеров».

«Даже во времена Франко, когда многие геи подвергались гонениям, мы были словно невидимые. Только с началом наших протестов в 80-е о лесбиянках заговорили в Испании», — говорит активистка ЛГБТ-движения.

Правообладатель иллюстрации
Getty Images

Image caption

Вероника и Тиана в 2005 году вступили в первый законный однополый гражданский брак в Испании

Мухика Флорес говорит о том, что закон, гарантирующий права ЛГБТ в Испании, исключительно важен для того, чтобы не допустить возникновения ситуации, в которой в свое время оказались Элиза и Марсела.

Но этот закон не в силах сразу изменить отношение к этой проблеме в обществе.

«До сих пор многие вынуждены скрывать свою ориентацию, многие вступившие в однополый брак боятся потребовать на работе положенный в этом случае отпуск из боязни быть уволенным или стать объектом травли», — говорит Мухика Флорес.

Изабель Койшет соглашается с тем, что тема ее фильма не самая обычная, но утверждает, что ее намерения далеки от политики.

«Действительно, известно не так уж много историй любви между женщинами, но мой фильм не манифест! — говорит режиссер. — По-моему, это нормально — писать истории о женщинах, но продюсеры по-прежнему спрашивают: а зачем?»

«У них не возникает вопросов к режиссеру фильма «Дюнкерк», например. Но меня спрашивали: «Почему вы решили снять фильм о женщинах, вступивших в брак в Галисии в 1901 году?» — рассказывает Изабель Койшет.

«Да ладно, ребята, они тоже герои!» — отвечает на этот вопрос режиссер.

Источник: bbc.com

Похожие записи