Что работает как социальный лифт для талантливого выпускника?

Что работает как социальный лифт для талантливого выпускника?

Правообладатель иллюстрации
Alamy

Image caption

Перекос поступающих в столичные вузы против небольших региональных — очевидная тенденция, говорят в ВШЭ

Московские вузы с советских времён предлагают систему поощрений и квот, направленных на поддержание поступающих из регионов на бюджет и диверсификацию приёма учащихся. В этом они не одиноки: так происходит в университетах всего мира, где диверсификация происходит часто по схожей схеме. Специалисты из ВШЭ рассказали Русской службе Би-би-си, чем отличается российская практика от советской и зарубежной.

В теории всё достаточно просто — олимпиадный отбор или 100 баллов, полученные при сдаче Единого госэкзамена — одной из самых неоднозначных инноваций российского образования за последние годы — способны уравнять шансы талантливых школьников из отдалённых регионов и дать им доступ к вожделенной специальности в престижном вузе.

Однако жители Москвы и Петербурга, имеющие больший доступ к разнообразным спецшколам и дополнительному образованию, всё равно оказываются в большинстве в крупнейших учебных заведениях в своих регионах.

Правообладатель иллюстрации
HSE

Image caption

В других московских вузах статистика набора абитуриентов во многом схожа с картиной поступающих в ВШЭ

Аналогичные данные на днях получили и в Британии: там парламентарий-лейборист Дэвид Лэмми направил запрос в Оксфорд и Кембридж и выяснил, что среди поступивших в эти вузы куда больше жителей окрестностей Лондона, чем любого другого региона острова.

Политик сказал, что региональные различия «шокируют» его, поскольку из близлежащих к Лондону графств, которых в Британии называют «домашними» (home counties), в Оксфорд и Кембридж поступило больше студентов, чем из всей северной Англии.

В России ситуацию тоже можно назвать «шокирующей»: как продемонстрировали в своём прошлогоднем исследовании научные сотрудники ВШЭ Илья Кашницкий, Никита Мкртчян и Олег Лешуков, с 2003 по 2010 годы 70% молодых людей сразу после окончания школы покинули мелкие и средние города, в которых они родились, ради городов-миллионеров и уже не планируют возвращаться на малую родину.

Олимпиада и ЕГЭ как «социальные лифты»

Стимуляционные практики — сохранившиеся с советских времен олимпиады, максимальный балл ЕГЭ, золотые и серебряные медали в школах — способствуют миграции умов.

Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина уверена, что в современной России подобные инструменты более успешно выполняют роль социального лифта, чем во времена СССР.

«В советские времена существовало несколько систем. Был довольно внятный целевой приём, с помощью которого из провинции в университеты отправлялись дети чиновников, партийных работников, в этом смысле целевой набор работал достаточно масштабно», — рассказывает эксперт. — Но в целом в советские времена поступали в вузы намного меньше, чем сейчас. Вы не могли подать документы в несколько вузов, вам нужно было сдавать экзамены в какой-то один», — рассказала Русской службе Би-би-си эксперт.

Правообладатель иллюстрации
AFP

Image caption

Выпускные в России — повод для лихих праздненств

«Требований к высшему образованию таких, как сейчас, не было. Поэтому многие люди старались поступить на заочное или вечернее, но не на дневное отделение. Всего около 20-22% выпускников поступали в университет [в советское время]. Сейчас доля олимпиадников выше», — добавляет Ирина Абанкина.

Однако остро стоит вопрос контроля за честностью отбора победителей олимпиад и оценки ЕГЭ. Талантливые школьники жестко конкурируют с менее одаренными сверстниками за ограниченное число бюджетных мест в вузах, и слишком большое число медалистов из одного региона может вызывать подозрения.

Так, летом этого года Рособрнадзор объявил о проведении проверки награждений школьников в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Ставропольском крае, где медали оказались у каждого пятого выпускника. В среднем по России награды получает каждый десятый выпускник.

«Они выбирают в престижных вузах самые интересные специальности, и если оказывается, что на специальность приходят 20 олимпиадников и стобалльников [школьников, получивших 100 баллов на ЕГЭ — ред.], а ещё трое — льготники, и в результате на конкурс остаётся 2-3 места. Это вызывает недовольство общественности», — рассказывает Абанкина, добавляя, что именно подобные случаи побудили Рособрнадзор ввести дополнительный экзамен по профильному предмету для таких школьников.

«Элитность» — не измеряемый в России параметр?

Другой аспект британского исследования, упомянутого выше — повышенная «элитарность» студентов Оксфорда и Кембриджа — практически непроверяем в Росссии.

Image caption

Кембридж остаётся одним из самых востребованных вузов в мире

Так, 80% студентов двух крупнейших британских вузов — выходцы из семей топ-менеджеров. Анализ, позволивший выявить происхождение студентов, охватывает период с 2010 по 2015 годы.

Пресс-служба Кембриджа в ответ на беспокойство общественности относительно опубликованных данных заметила, что единственный барьер для студентов из малоимущих семей — их слабые академические успехи.

Тем не менее, сегодня в Кембриджском университете процент выпускников частных школ составляет 38,1% на этот год, а в Оксфордском — 44,3% (данные за прошлый год).

Средняя годовая стоимость обучения в британских частных школах без пансиона на этот год составляет 14, 1 тыс. фунтов (18,56 тыс. долларов), для пансионов цифра куда выше — 32, 7 тыс. фунтов (43,03 тыс. долларов). В обоих случаях рост расценок за последние годы сильно обгоняет рост инфляции в королевстве.

В России статистики по социальному статусу абитуриентов не ведётся.

«У нас статистика семей отдельно, статистика студентов — отдельно. И здесь мы не можем сказать, что школьник, приехавший на обучение из Саратова в Санкт-Петербург, принадлежит к доходной группе населения», — рассказал Русской службе Би-би-си один из авторов прошлогоднего исследования, ведущий научный сотрудник Института демографии ГУ ВШЭ Никита Мкртчян.

Оба соавтора Мкртчяна Илья Кашницкий и Олег Лешуков отмечают, что у России с Британией разные системы устройства высшего образования и зачисления в вузы. Однако образовательные системы обеих стран объединяет тот факт, что поступление талантливых детей из удалённых от столиц регионов в топовые вузы остаётся непростым, но в теории преодолимым препятствием.

Источник: bbc.com

Похожие записи