Белгородский учитель укоротил «родной язык»

Белгородский учитель укоротил «родной язык»

Как стало известно „Ъ“, власти Белгородской области оставили в школьных программах на ближайший учебный год предметы «родной язык» и «родная литература», введенные в январе этого года. Однако часы для этих дисциплин не выделили. Учитель русского языка и литературы белгородской школы №41 Павел Федорченко, просивший департамент образования Белгородской области «доказать правомерность» введения новых предметов, считает, что его петиция, поддержанная 38 тыс. человек, сыграла свою роль. Но в департаменте образования Белгородской области „Ъ“ вчера сообщили, что введенные во втором учебном полугодии предметы обязательны для преподавания и будут включены в программу основных предметов, которую дополнят. Сами учителя полагают, что новые предметы будут дублировать классические «русский язык» и «литературу», но педагогам придется находить на них часы, так как за их деятельностью будут следить.


В департаменте образования Белгородской области „Ъ“ сообщили, что введенные в январе в учебную программу предметы «родной язык» и «родная литература» в новом учебном году в ней останутся, хотя на них отдельно не заложено сколько-либо обязательных часов. Их оставили внутри обязательных предметов. «В соответствии с ФГОС, предметная область “Родной язык и литературное чтение на родном языке” и “Родной язык и родная литература” являются обязательными для изучения. В регионе в 2018/19 учебном году изучение учебных предметов “родной язык” и “родная литература” будет осуществляться в составе учебных предметов “русский язык” и “литература”. Программа будет дополнена», — проинформировали в ведомстве.

Как пояснил „Ъ“ учитель русского языка и литературы белгородской школы №41 Павел Федорченко, в июле были утверждены учебные планы местных образовательных учреждений, в которых отсутствуют предметы «родной язык» и «родная литература». «Я не уверен, что это благодаря моей петиции, но думаю, что она была какой-то каплей и формально сыграла свою роль», — рассказал господин Федорченко. По его мнению, убрать новые предметы из программы у чиновников окончательно не получилось, «пока русский язык везде прописан как один из национальных». «Нам прислали методические письма по преподаванию русского и литературы, в которых прописано, что родной русский и родная литература остаются, но количество часов на них — ноль. То есть часов на это дополнительно не выделяется. Так было с белгородоведением, с краеведением. Будем включать состав нового в старые предметы. По крайней мере, часы рвать не будут. Каждая школа, каждый учитель в своем ежегодном планировании будут включать в свою программу темы, которые как-то связаны с родным русским языком», — рассказал Павел Федорченко.

На каком языке и о чем сегодня учат на журфаке БелГУ

В феврале 2018 года он опубликовал на сайте change.org петицию с требованием «доказать правомерность» введения в школах региона предметов «родной язык» и «родная литература». В ней господин Федорченко заявлял, что Белгородская область «поторопилась» с реализацией федеральной инициативы, включив в программу новые предметы с середины учебного года. Сами уроки, по мнению педагога, дублируют уже существующие предметы «русский язык» и «литература», разрывают учебный процесс и усложняют работу педагогам и школьникам. «Вопреки здравому смыслу учителей заставили разрабатывать новые программы, ничего не прибавляющие к уже существующим программам русского языка и литературы. Только новое документотворчество», — говорил Павел Федорченко. Петицию подписали более 38 тыс. человек, а сам учитель направил письма в региональный департамент образования с аналогичными требованиями. Его сотрудники тогда заявляли, что введение новых предметов должно «углубить знания школьников и ни в коей мере не нарушает их прав на изучение государственного языка как системы».

Местные учителя-филологи надеются, что «в таком виде» новые предметы в конечном итоге исключат из программы. Так, по мнению учителей Грайворонской школы, попросивших не называть их имена, предложенный курс «был хорошо разработан на основе краеведческого материала белгородских авторов» и преподавался с января. Но «дело в том, что дополнительных часов на новые предметы не добавили, и приходилось отрывать их у основных предметов — русского языка и литературы, сокращать, комкать и сжимать». «Это нарушение, так как мы должны выдавать часы строго по программе, и вести предметы полноценно не получилось. И если будет какая-то проверка, нас, конечно же, накажут», — пояснил один из собеседников „Ъ“.

Почему журналистике в ВГУ начали учить только за деньги

Учителя других белгородских школ также на условиях анонимности признались, что на родной язык и родную литературу нет учебников и методичек, инициатива федеральных властей недоработана: «Что наводит на мысль — все это не очень серьезно. Мы с коллегами считаем, что родной язык и родная литература должны быть введены для тех людей, которые переезжают в наш регион, это должны быть их литература и язык. Иначе логика нарушается». По словам учителей, на последних педсоветах звучало, что дублирующие русский язык и литературу предметы в дальнейшем могут убрать из школьной программы.

Профессор кафедры русского языка и литературы Белгородского национального исследовательского университета Татьяна Новикова считает, что предметы «родной язык» и «родная литература» были введены в учебные планы школ «без должного методологического обоснования, без разъяснения их статуса в регионах, где предметы «русский язык» и «литература» и есть, по сути родные». «Это и вызвало недовольство учителей-словесников. Несмотря на то, что Белгородская область скорее все-таки моноэтносный регион (несмотря на большой процент приезжих), специфика изучения языка и литературы, безусловно, имеется. И на нее учителя пытаются обратить внимание в процессе изучения программных тем: о «г-фрикативном» на уроках по фонетике, о диалектизмах при изучении лексики; белгородских писателей представляют на уроках внеклассного чтения», — рассказала госпожа Новикова. При этом она полагает, что при таком «субъективном представлении материала» системного знания о специфике региональных языка и литературы не формируется: «В этом ежегодно убеждаюсь, начиная работать с первокурсниками. Более надежен системный курс, пусть небольшой — на 17 часов на учебный год (полугодовой курс или один урок в две недели в течение года). Программу такого курса я предлагала еще десять лет назад, до ажиотажа с новыми предметами, как программу факультатива. Придумала ему название «РУСиЯ» (Региональные уроки словесности и языка), но тогда, очевидно, в нем не было нужды. Готова переработать его программу с учетом новых реалий и предложить к обсуждению словесниками».


Источник: kommersant.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *