Сможет просмотреть все небо: подробности запуска телескопа TESS

Итак, запуск телескопа состоялся 19 апреля в 01.51 по Москве на ракете Falcon 9. Все прошло успешно, с возвратом первой ступени ракеты на плавучую платформу в Атлантическом океане. Получается, что Маску удалось вернуть уже 24-ю ступень данного типа ракет! Сам же аппарат размером со стиральную машинку (1,5 на 1,2 м) был заброшен на высокоэллиптическую околоземную орбиту с максимальным удалением от Земли на 373 тысячи километров.

Как сообщают создатели TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite), это космический телескоп, предназначенный для открытия экзопланет транзитным методом, то есть в момент, когда они проходят между своей звездой и Землей. Основная цель миссии состоит в нахождении каменистых экзопланет, попадающих в обитаемую зону и удаленных от Земли не более чем на 200–300 световых лет. «Кеплер», к слову, заглядывал дальше — до 3 тысяч световых лет, но в более узком секторе. TESS будет смотреть ближе, но охватит почти все небо, а точнее, около 90 процентов.

Цели для аппарата, созданного NASA и MIT (Массачусетским технологическим институтом), уже намечены — это несколько сот тысяч холодных звезд с температурой ниже нашего Солнца, то есть меньше 6 тысяч градусов. Возле таких, по мнению ученых, легче найти нужные им планеты в «зоне обитаемости». «Зоной обитаемости» называют пространство вокруг звезды, на котором вода может оставаться в жидком виде, не испаряясь из-за слишком высокой температуры и не замерзая из-за слишком низкой.

Справка «МК»: Экзопланета — планета, находящаяся вне Солнечной системы. Первые экзопланеты были обнаружены в конце 1980-х годов. Сейчас их уже 3758.

— Любой новый телескоп откроет нам больше, чем прежний, — говорит Валентин Есипов.

— Те почти 4 тысячи экзопланет, что были найдены до этого, ученых не удовлетворили?

— Нет. Даже самые землеподобные были либо больше Земли, либо меньше, типа нашей Венеры или Марса, на которых, как вы сами понимаете, жизнь была бы не очень комфортной. Астрономы ищут ту планету, которая будет более подходящей для обитания. Кроме температуры надо будет изучить химический состав атмосферы, в которой должен быть кислород для такой жизни, как у нас.

— А если там другая жизнь, бескислородная?

— Насчет этого сложно. В поисках обитаемости исследователям все-таки проще опираться на что-то более понятное и известное. А это наш мир, где светит и мягко обогревает Солнце, где есть жидкая вода и кислород в атмосфере.

— Кислород транзитным методом определяется?

— Да, это возможно при помощи спектрографов.

— Ну вот, предположим, астрономы нашли идеальную, с их точки зрения, планету в поясе жизни. Что дальше?

— Тогда ее будут более детально изучать при помощи крупных наземных или космических телескопов.

Справка «МК». Следующим шагом после TESS может быть изучение отобранных экзопланет при помощи космического телескопа имени Джеймса Уэбба, который должен быть выведен в 2020 году взамен космического телескопа «Хаббл».

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.