Режиссер Елизавета Стишова отдала свою награду родителям Сенцова и Серебренникова

Режиссер Елизавета Стишова отдала свою награду родителям Сенцова и Серебренникова

53-й Международный кинофестиваль в Карловых Варах принес три награды российским кинематографистам. Специального упоминания жюри главного конкурса удостоены «Подбросы» Ивана Твердовского-младшего (Россия—Литва—Ирландия—Франция). Снятая в Киргизии на киргизском языке «Сулейман Гора» дебютантки в полнометражном кино Елизаветы Стишовой отмечена главным призом восточноевропейского конкурса «На восток от Запада» и наградой критиков стран Европы и Средиземноморья FEDEORA. В документальной секции победили «Свидетели Путина» (Латвия—Швейцария—Чехия) Виталия Манского, с недавних пор живущего в Риге.

На церемонии закрытия вспоминали кинематографистов, ушедших за последний год, а среди них — самого знаменитого чешского режиссера Милоша Формана, Олега Табакова, Киру Муратову.

Главную награду «Хрустальный глобус» получила картина «Мне все равно, что мы войдем в историю как варвары» представителя «новой волны» кино Румынии Раду Жуде. В ее названии использована знаменитая фраза румынского диктатора Антонеску. Герои пытаются реконструировать события Второй мировой войны в центре современного Бухареста. Тут и советская армия, и немецкие солдаты, и евреи, которых на глазах у публики уничтожают, и все это вызывает весьма своеобразную реакцию, так что становится не по себе от того, что происходит в головах людей.

Юный герой фильма Ивана Твердовского, оставленный матерью в младенчестве, воспитывался в детском доме. И теперь эта незнакомая ему женщина забирает его к себе, чтобы безжалостно эксплуатировать его уникальную способность не чувствовать боль. Парень бросается под колеса дорогих автомобилей, чтобы потом его мать и другие взрослые люди могли вымогать у них деньги.

Иван Твердовский — неизменный участник и гость Карловарского фестиваля. Два года назад в главном конкурсе участвовала его «Зоология»; до этого, будучи 26-летним, он вошел в состав жюри. А началось все с дебюта «Класс коррекции», отмеченного Гран-при секции «К востоку от Запада». Теперь зарубежные журналисты назвали героя «Подбросов» анти-Мышкиным, найдя параллели с героем Достоевского, в то время как «Подбросы» — скорее притча о коррупции, где реалии жизни доведены до дьяволиады.

Иван Твердовский рассказывает: «Я четыре года занимался документальным проектом про российскую полицию и теперь хотел довертеть ситуацию до фантасмагории. Знаю, что один полицейский использовал подростков для мелкого вымогательства, но я не мог это зафиксировать. У меня не было намерения рассказать про плохих полицейских, гораздо больше интересовала система ценностей, в которой все повязаны. Герой не сразу понимает, что то, чем он занимается, — плохо. Он не может ничего противопоставить всеобщей катастрофе и в итоге теряет свой дар. В интернате его перетягивают черным шлангом, который, как громадная медуза, сжимает его тело, чтобы он смог почувствовать боль. Мать подбрасывает ребенка в бэби-бокс в интернате, а потом ее сын опять возвращается туда. В этом бесконечность его цикла. Это метафора. Мать никогда не видела своего сына, рано его родила, пару раз навестила в интернате и все. У них нет связи друг с другом. Мой отец — документалист. Я сам снял восемь неигровых картин, но в данном случае не ставил задачу документального воспроизведения жизни. Мне интереснее дистанция, взгляд чуть со стороны, сказка. Кино для меня — как детская игра. Ты складываешь свой мир из конструктора, разложенного по всему полу. Но кино настолько изматывает, что, заканчивая фильм, думаешь, что надо получить другую профессию. И пока у меня нет никакого физического желания снимать, хотя кино — как наркотик».

Исполнитель главной роли Денис Власенко закончил третий курс ВГИКа в мастерской Сергея Соловьева. «Мне было очень важно оказаться в этом фильме, и я пришел на кастинг, — вспоминает он. — Мы писали биографию моего персонажа. Наверное, это кажется странным, но благодаря этому я мог придумать о своем герое все что угодно, и это был бы он». Получая награду, продюсер «Подбросов» Наталья Мокрицкая говорила со сцены о том, насколько важны для российских кинематографистов чешские классики Милош Форман и Иржи Менцель.

На церемонии закрытия Елизавета Стишова произнесла слова поддержки в адрес Кирилла Серебренникова и Олега Сенцова, голодовка которого продолжается уже больше 50 дней в колонии на Ямале, где он отбывает 20-летний срок. Причитавшуюся ей денежную премию в размере 15 тысяч евро Лиза решила передать родителям лишенных свободы коллег. События «Сулейман Горы» происходят в киргизском городе Оше, в окрестностях которого расположена священная Сулейман-гора, где автору этих строк тоже довелось побывать два года назад. Она способна принести счастье, надо только поговорить с ней о сокровенном. Одна из героинь картины тоже обладает сверхъестественными способностями, но при этом мечтает о простом человеческом счастье. Она забирает из детского дома мальчишку, сообщает об этом его отцу, и зритель не сразу разберется в непростых родственных связях. Эти трое да еще новая девушка отца мальчика будут сосуществовать вместе, перемещаясь по стране, знакомство с которой для многих станет открытием. Не меньшим, чем для части карловарской публики, которая не могла взять в толк, почему это киргиз поет русскую «Катюшу». Елизавете Стишовой пришлось объяснять, насколько близки наши две страны. «Сулейман Гора» — на редкость зрелый дебют, напомнивший об опыте Ларисы Шепитько, которая считала, что кино бывает мужским и дамским. Так вот, Лиза сняла сильное мужское кино.

Ей пришлось выдержать серьезную конкуренцию. Восточноевропейский конкурс традиционно бывает сильнее главного. В этом году в нем участвовал «Вулкан» украинского режиссера Романа Бондарчука, нетривиально повествующий о жизни в богом забытом уголке на его родине, где у людей, по словам одной из героинь, нет ни работы, ни средств к существованию, ни президента, ни министров, ни милиции. Все происходит везде и нигде, хотя упоминается Каховское море. Один из героев, лишившийся всего, скажет, что есть Майдан, Донбасс, а там, где он живет, — дикое поле. Картина рассказывает о вполне реальных событиях метафорично. Она продолжает поэтические традиции украинского кинематографа.

«Свидетели Путина» Виталия Манского лишний раз подтверждают, насколько бесценна кинохроника. Кадры, снятые им в 1999 и 2000 годах, когда Владимир Путин впервые участвовал в выборах и стал президентом, — бесценные свидетельства времени. Они не вошли в его давний фильм и теперь свидетельствуют о том, что труд настоящего документалиста не пропадет никогда. Ничего разоблачительного в картине нет. Прошедшие годы заставили всех нас многое пересмотреть в жизни страны и тех, кто определял ее вектор. Кого-то из прежних соратников президента уже нет, кто-то сошел с его орбиты. Путин говорит о том, что очень важно, в какой стране ты будешь жить, когда закончится срок твоих полномочий, что достанется детям. Чуть не плачет в кадре Никита Михалков, слушая гимн страны. Он сидит рядом с его автором — своим отцом Сергеем Михалковым — во время записи новой редакции. Сталина на Ленина поменяли давно, пришла пора новых слов и героев. И это тоже уникальное свидетельство времени, кадры, которые с годами станут еще бесценнее.

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Источник: mk.ru

Похожие записи