Редкие фото балерин начала ХХ века

Редкие фото балерин начала ХХ века

Редкие снимки русских танцовщиц начала ХХ века впервые опубликованы в России. Издательство «Искусство — XXI век» выпустило альбом «Сто одна фотография», в котором представлены кадры, сделанные Эмилем Отто Хоппе. Как русские звезды балета попали в объектив английского фотографа — в материале РИА Новости.

Сто лет назад Русский балет Сергея Дягилева был, безусловно, главной сенсацией светской жизни Европы. Постановки антрепренера провоцировали скандалы, ими восхищались, обсуждали, о них спорили. И конечно, танцовщицы труппы были истинными звездами.

Любовь Чернышева в роли Клеопатры.

Публику покоряло их искусство, красота, неповторимые образы на сцене и в жизни. Недаром эти имена остались не только в истории, но и в повседневной жизни.

Например, в честь балерины Анны Павловой во всем мире по сей день готовят популярный десерт, в названии которого ставят ударение на предпоследнем слоге — pavlova.

В прошлом банкир и фотолюбитель, как раз тогда он открыл свое собственное фотоателье, активно участвовал в выставках, публиковался в журналах. Постепенно он стал «одним из самых востребованных фотографов-портретистов и за один год, по слухам, создал более шестисот портретов», — отмечает один из авторов книги Грэм Хау.

Слева: Матильда Кшесинская в роли Армиды. Справа: Тамара Карсавина, студийный портрет.

Слева: Вера Фокина в роли Зобеиды. Справа: Любовь Чернышева в роли Половецкой девушки. 1 / 2Слева: Матильда Кшесинская в роли Армиды. Справа: Тамара Карсавина, студийный портрет.

«Несмотря на претензии Хоппе быть фотохудожником-хроникером Русского балета, неясно, по какой причине он делал снимки: то ли в рекламных целях по настоянию самого Дягилева, то ли из-за непреодолимой страсти к балету, то ли под действием благородного желания передать потомству живую память об этом артистичном зрелище…» — пишет другой автор «Сто одной фотографии» Джон Боулт.

Большинство фотографий были инсценировками. Хоппе организовывал их в своих студиях в Лондоне и Нью-Йорке. Именно этой постановочностью специалисты объясняют порой вычурность и неестественность некоторых снимков. Впрочем, есть кадры, сделанные за пределами студии, в том числе серия репетиций на открытом воздухе великой Анны Павловой.

Анна Павлова исполняет сольный японский танец.

Анна Павлова и Лаврентий Новиков на репетиции балета Роман мумии. 1 / 2Анна Павлова исполняет сольный японский танец.

«Некоторые снимки напоминают подготовительный материал для какой-нибудь кинокартины: энергия тела выходит за неподвижные рамки фотографии, достаточно взглянуть на позы балерины Чернышевой в «Шахерезаде», — пишет Джон Боут.

Хоппе часто делал по несколько снимков подряд, составляя целую серию, отмечает в своей статье Олег Минин. Так он иллюстрировал порой неожиданные черты моделей.

С одной стороны, Хоппе считал, что фотография не может уловить «спонтанность танцевального ритма». С другой, превозносил балетную фотографию за ее способность передать «часть необыкновенной, эмоционально напряженной атмосферы, которая отличает эту форму зрелища».

Анна Павлова в роли Вакханки и Лаврентий Новиков в роли Вакха.

Вера Фокина в роли Юной беотийки.

Лидия Лопухова в роли Куклы-балерины. 1 / 3Анна Павлова в роли Вакханки и Лаврентий Новиков в роли Вакха.

О Сергее Дягилеве фотограф отзывался как о человеке, который «обладал обаянием большого вельможи и безупречными манерами, хотя и не без надменности».

Матильда Кшесинская, заставившая фотографа ждать, пока она не наденет все свои украшения. Звезда первой величины Анна Павлова, которую Хоппе считал удивительно фотогеничной и неоднократно снимал.

Олег Минин описывает случай, когда прима в приступе профессиональной ревности уничтожила снимки другой балерины Тамары Карсавиной, также сделанные Хоппе. Кстати, сам фотограф считал Карсавину лучшей и утверждал, что она «в интеллектуальном отношении стояла на голову выше других».

Афиши балетных постановок.

В объектив фотографа попадала и Ольга Спесивцева, которая, по его словам, «обладала какой-то эфемерной красотой». «Хоппе хорошо был знаком со многими танцовщиками Русского балета и в дальнейшем поддерживал добрые отношения со многими из них», — пишет Олег Минин.

Авторы издания отмечают, что на характере снимков Хоппе сказывалось многое: и личный вкус самого фотографа, и требования, а порой и капризы артистов балета. Всего в коллекцию входит более 350 оригинальных снимков и 500 негативов. В России опубликована лишь часть.

Источник: ria.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *