Какая гадость эта ваша заливная рыба! Как создавалась «Ирония судьбы»

Какая гадость эта ваша заливная рыба! Как создавалась «Ирония судьбы»

Легендарный фильм, без которого уже невозможно отмечать Новый год, — «Ирония судьбы, или С легким паром!» — в этом году 31 декабря покажет телеканал «Россия-1».

Впервые на большом экране «Иронию судьбы» показали 1 января 1976 года.

Для уже известного и любимого публикой Эльдара Рязанова это был первый опыт телевизионной картины. Позже в своих воспоминаниях режиссер писал, что фильм сразу же посмотрели (если верить статистике) порядка 100 миллионов человек.

«Я был буквально смят, оглушен, ошарашен гигантским, могучим потоком откликов на «Иронию судьбы»,  — писал Рязанов. Благодаря колоссальному охвату зрителей и единовременной демонстрации, лента сразу начинает жить в сознании десятков миллионов людей. Произведение тут же становится массовым достоянием, и добиться этого может только телевидение».

Эту картину зрители ежегодно смотрят уже более 40 лет. Кажется, представить «Иронию судьбы» с другими актерами невозможно. Однако, как это часто бывает, подбор исполнителей главных ролей проходил непросто.

Чтобы узнать как — нажимайте на карточки ниже.

«Пропаганда пьянства»

Официальной премьере «Иронии судьбы» в 1976 году предшествовали разного рода интриги и нелепые ситуации. Эльдар Александрович признавался, что до последнего не верил в то, что показ состоится. Успокоился он только тогда, когда увидел название картины в программе передач, напечатанной в газете.

Режиссер Эльдар Рязанов

Однако за несколько дней до Нового года режиссеру позвонили с телевидения и сказали, что нужно записать небольшое выступление перед показом. Оказалось, это требовалось для того, чтобы смягчить впечатление от пьянства, показанного в фильме, объяснить, что так выпить можно лишь в новогодний праздник.

«Я понимал, в какой стране живу, и послушно поехал на телестудию. Сказал все, что от меня требовали. В нашей практике это называется «идеологические костыли».

«Казалось, все! — вспоминал позже Рязанов. — Можно ждать премьеры. Но не тут-то было. Тридцать первого декабря, вечером, накануне премьерного показа, мне опять позвонили с телевидения и попросили приехать 1 января в три часа дня, для того чтобы переснять мое вступительное слово».

Выяснилось, что в своем обращении режиссер назвал картину «рождественской сказкой», а в Советском Союзе, конечно же, «рождественских» сказок быть не могло. «Мы не отмечаем религиозные праздники, — сказал голос в телефонной трубке. — Вам следует сказать «новогодняя сказка».

Люди перед экранами со старыми афишами, открытками и постерами на Манежной площади в Москве
Третья улица Строителей, дом 25…

По сюжету герои живут по схожим адресам в Москве и Ленинграде, в стандартных квартирах с самой обычной мебелью. Эта ситуация, описанная сначала в пьесе Эльдара Рязанова и его многолетнего соавтора Эмиля Брагинского, стала уже, что называется, классикой.

Мало кто знает, что поместить героев в ситуацию переезда накануне Нового года было идеей художника картины Александра Борисова. В пьесе даже была ремарка «авторы просят не проявлять яркой творческой фантазии и построить на сцене обычную, стандартную квартиру». Но придумка Борисова в итоге еще больше оправдывает действия главного героя, который довольно долго не замечает путаницы.

Адаптируя произведение под сценарий фильма, Рязанов стремился создать ленту не только смешную, но и лирическую — грустную, насыщенную поэзией. «Хотелось сделать ее максимально жизненной, чтобы зритель безоговорочно верил в реальность невероятных происшествий», — писал он.

Фразы и диалоги моментально разошлись на цитаты. Возможно, «Ирония судьбы» вообще один из самых цитируемых фильмов отечественного кино.

Источник: ria.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *