«Геликон» отправился в монастырь: Дмитрий Бертман — о летнем оперном фестивале

«Геликон» отправился в монастырь: Дмитрий Бертман — о летнем оперном фестивале

Вопрос знатокам — в каких случаях музыканты берут с собой бельевые прищепки? Минута пошла. Но не будем томить долгим ожиданием: конечно же для того, чтобы удержать на пульте ноты во время сильного ветра. Смех смехом, а ведь именно это пришлось делать во время традиционных летних ассамблей «Геликон-оперы», вывозящей свои топовые спектакли по городам России: во время опен-эйра под стенами Коломенского кремля не только поднялся ветер, но и хлынул дождь. Но геликоновцы выстояли — где наша не пропадала?

В этот раз в Коломну «Геликон» привез оперу «Алеко» Рахманинова (премьера которой состоялась совсем недавно — 7 июня 2018 года). Как сказал постановщик Ростислав Протасов, — ««Алеко» для нас — это не просто опера о цыганах, это спектакль о стремлении к свободе, которое держит нас на плаву в этой жизни». Музыкальным руководителем постановки выступил дирижер Валерий Кирьянов, он как раз и стоял героически за пультом в Коломне.

— Играть спектакль здесь — огромное счастье! — Комментирует худрук «Геликона» Дмитрий Бертман. — Здесь всё дышит атмосферой настоящей Руси — и стены древнего кремля, удивительной красоты монастыри и соборы, старинные постройки. Мы влюбляемся в эти города — в Серпухов, в Коломну, и возвращаемся сюда снова и снова.

Также Дмитрий отметил, что каждый подобный спектакль под открытым небом уникален, его невозможно, даже при желании, повторить: «Тут постоянно что-то происходит — меняется освещение, цвет неба, летают птицы, и когда эти «спецэффекты» ложатся на музыку, получается нечто потрясающее!».

Не знал Дмитрий, который на момент показа в Коломне находился в Японии, что «спецэффекты» проступят как никогда живо: «Алеко» даже пришлось прервать из-за ливня. Нет, сначала погода была самая что ни на есть восхитительная. Нежарко, ветерок. Но как начали спектакль — пошел дождь. Пришлось остановить на 20 минут. Дождь притих. Затем какое-то время готовили сцену. Но музыканты, вокалисты словно были готовы к такому обороту событий: вели себя очень позитивно, своим боевым настроем заводили и публику. Форсмажор никак не помешал доиграть «Алеко» до конца. Ну а во втором отделении — гала-концерт из русских классиков…

Дирижер Валерий Кирьянов, несмотря на весь оптимизм, был озабочен еще до концерта — что-то предвидел: уж больно сильный ветер поднялся.

— Какие эмоции у вас вызывает сам факт игры у стен Коломенского кремля?

— Ну дело в том, что любое выступление в месте, которое имеет богатую историю – это всегда особая атмосфера и энергетика! Здесь замечательная площадь. Открытая, нет крыши! Испытываешь какой-то особенный восторг, вдохновение и, именно, атмосферу. Проникаешься этим местом, отчего и концерт проходит на удовольствии. А это так важно для музыкантов.

— Что для себя нового открыли, выступая на выездных концертах?

— Природа всегда манит, ведь мы, как правило, выступаем в закрытых помещениях, в театре с крышей и оркестровой ямой. Здесь всё иначе. Ты смотришь в небо – плывут облака, и это где-то сочетается, например, с какой-то арией, ловишь эти образы, или опять же — идет сцена коронации, а тут натуральная звонница! Да сегодня на концерте будут даже две настоящие звонницы. И это впечатление до мурашек!

— Да, но существует такой нюанс как погода…

— И это совсем не «нюанс». Например, на концерте в Серпухове нам не повезло. И сейчас ветрено, а это несет проблемы, потому что ноты бумажные улетают, и, конечно, музыканты уже как-то приспособились – используют всякие прищепки… Но все равно это немножко замедляет процесс музицирования, потому что нужно как-то переворачивать страницы! Тем более, что вторая часть вечера – это собранные отдельные номера, а не сшитые в папку. Вот в этом «прелести» опен-эйра, но мы справляемся.

— Какую аудиторию для таких концертов вы считаете целевой?

— Абсолютно всех. Детишкам обязательно. Если это первое знакомство с музыкой, то ведь так здорово познакомиться с оперой или классикой в таком чудесном месте! Может, это даст импульс, кто-то начнет заниматься музыкой, интересоваться оперой. Это очень важно. Подобный фестиваль — серьезное культурное событие. Ведь мы привозим разные программы, премьеры. В прошлом году давали «Бориса Годунова», сейчас это «Алеко» и русская музыка — Бородин, Мусоргский, Чайковский, Глинка, Рубинштейн. Так что здесь каждый найдет себя — и ценитель, и неофит.

…Вот так «Геликон», если угодно, «проветривает» свои премьеры, и от этого они только насыщеннее и полнокровнее играются в театре на Никитской. В образе Старой цыганки выступила Лариса Костюк, за Алеко — Петр Морозов, Земфира — Ольга Щеглова, а Михаил Гужов вышел в образе Старого цыгана. Фестиваль «Русская опера у стен монастыря» лишний раз продемонстрировал, сколь гибок и безграничен оперный жанр — «Геликон» легко создает силу притяжения в любом месте, особенно в столь ярком, как Коломенский кремль.

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Источник: mk.ru

Похожие записи